Уважаемый пользователь на вашем браузере отключена функция JS, из за этого вы не сможете пользоваться некоторыми функциями нашего сайта. Для нормальной работы сайта, пожалуйста включите функцию JS.
 
 

Еврейская Энциклопедия

Лилит.


Женский демон. Из трех ассирийских демонов Лилу, Лилит и Ардат Лили, второй упомянут в Исайя 34:14. Шрэдер (Schrader) («Jahrb. Мех Protestantische Theologie» I. 128) упоминает Лилит, как богиню ночи; ей, как считают, поклонялись еврейские изгнанники в Вавилоне (Леви, «Z. D. М. G.» ix. 470, 484). Сейс (Sayce) («Hibbert Lectures» 145 и далее), Фоссей (Fossey) («La Magie Assyrienne» 37 и далее), и другие считают, что Лилит не связана с еврейским «layil» (ночь), а является демоном бури, это мнение подкреплено клинописными надписями, указанными ими. Должно быть, однако, что семантическое подобие семитскому «layil» существенно изменило концепцию Лилит у семитов, и особенно среди евреев. Нельзя сделать никаких определенных заключений из отрывка в Исайя, «и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (there too Lilith shall repose) и находить себе покой» (Исайя 34:14). Баудиссин (Baudissin) объединяет Лилит с Zech. V. 9.

Талмуд и мидраши.


Лилит более полно описана в пост-библейской литературе, где она появляется как демон ночи, как и предполагает ее еврейское имя. Упомянуты три класса демонов: духи, дьяволы, и «лилин» («lilin») (Targ. Yer. to Deut. Xxxii. 24; Targ. Sheni to Esth. I. 3; passim). Первые не имеют ни тела, ни формы; вторые появляются в виде человека; третьи - в виде человека, но с крыльями (Rashi to Sanh. 109a). Адам породил духов во время того, как был под заклятьем (Gen. Р. xx. 11; ' Er. 18b). Это соответствует представлению, что демоны - наполовину люди. Следовательно, существо, рожденное Лилит, может быть ребенком, но иметь крылья (Nid. 24b). Лилит - соблазнительная женщина с длинными волосами (' Er. 100b); она - Королева Земаргада (Targ. JobI.15; comp. Bacher and Kohut); Ахриман(Ahriman) - еесын(B. B. 73a). Она ходит всю ночь, входя к любому, кто спит один в доме (Shab. 151b). Камень метеора - ее указатель, и - средство против болезни. Предположение Кохут (Kohut), что Agrat bat Mahlat («дочь танцора»), кто бродит ночью с несметным числом демонов (Pes. 112b), является королевой лилин, не проверено. Царь Соломон, командующий духами, заставлял лилин танцевать перед ним (Targ. Sheni Esth. I. 3).

Средневековье и современность.


Кохут (Kohut) идентифицирует Лилит с Bushyansta, и арабские переводчики идентифицируют слово «ghul» у Исайи как «ламия» («lamia») в Вульгате. В Талмуде, однако, нигде не указано, что Лилит - вампир. Считается, что аравийцы, поклонялись Лилит, называя ее Лалла (Lalla) «святая дама» (Schwab, «Les Coupes Magiques and l'Hydromancie dans l'Antiquite Orientale», p. 11). Имя Лилит найдено также на амулетах с терракотовыми фигурами (там же, «Coupes à Inscriptions Magiques» p. 62). Мистики более позднего средневековья значительно расширили демонологию на основе традиций и европейских суеверий, и они также сформировали более определенный образ Лилит (см. Eisenmenger «Entdecktes Judenthum» ii. 417 и далее). Суеверия касательно нее и ее дел, а также иные суеверия, все более широко распространялись среди еврейских людей. Она становится ночным демоном, летающим в образе совы и крадущим детей. Ей позволено убить всех детей, порожденных в грехе, даже от законной жены. Если ребенок улыбается в ночь Саббат или новолуния, это - признак, что Лилит играет с ним. В этом случае нужно трижды ударить ребенка по носу и изгнать Лилит предписанными словами (Joseph Cohen, «'Emeq ha-Melek» p. 84b; comp. Grunwald, «Mitteilungen der Gesellschaft für Jüdische Volkskunde» v. 62). Лилит также является людям во снах; она - невеста Самаеля (Schwab, «Angelologie»; comp. Zohar ii. 267b). В еврейско-немецкой книге («Hanhagat ha-Hasidim») напечатанной в Франкфурте-на-Майне в начале восемнадцатого столетия, упоминается, что Лилит обманывает мужчин и рождает детей от них; детская смертность расценена как последствие этого смешения крови (comp. Grunwald, l.c. V. 10, 62). В другой легенде она появляется как Королева Шеба (Sheba) (Grunwald, l.c. Ii. 30 и далее). Поскольку Лилит стремится обрести власть над новорожденным младенцем, мать и ребенка обеспечивали амулетами, которые с древних времен считались эффективной защитой против волшебства и демонов; Лилит - главная фигура на «родовых амулетах» все еще вывешиваемых на стенах родильной комнаты на Востоке и в Восточной Европе. Имя Лилит находят также в не-еврейских суевериях (Lammert «Volksmedicin», p. 170; Grunwald, l.c. Vii., 2, 4). Концепция, что она была первой женой Адама (comp. Gen. R. xxiv.; Yer. ' Er. 18b) кажется получила свое распространение через Буксторфа (Buxtorf) в его «Lexicon Talmudicum». Лилит - явный пример постоянства популярных суеверий.

Библиография:


W. M. Menzies Alexander, Demoniac Possession in the N. T. pp. 15-16, 26, 44, 55, Edinburgh, 1902; Bacher, Lilith, Königin von Smargad, in Monatsschrift, 1870, xix. 187-189; W. W. Baudissin, Studien zur Semitischen Religionsgesch, i. 128, Leipsic, 1876; Bar Bahlul's Syrisches Wörterb.; G. Brecher, Das Transcendentale, etc., pp. 47, 50, 54, Vienna, 1850; Eisenmenger, Entdecktes Judenthum, ii. 413 et seq.; C. Fossey, La Magie Assyrienne, pp. 26, 37 et seq., Paris, 1902; M. Grunwald, Mitteilungen der Gesellschaft für Jüdische Volkskunde, ii. 68, 74; v. 10, 62; vii. 104; F. Hommel, Vorsemitische Kultur, p. 367; idem, Die Semiten, etc., p. 368, Leipsic, 1881; A. Kohut, Ueber die Jüdische Angelologie und Dämonologie, pp. 86-89, ib. 1866; M. Schwab, Vocabulaire de l'Angelologie, p. 162, Paris, 1897; idem, Les Coupes Magiques et l'Hydromancie dans l'Antiquité Orientale, in Tr. Soc. Bibl. Arch. April, 1890; idem, Coupes d Inscriptions Magiques, ib. June, 1891.E. G. H.S. S. L. B.

 

www.jewishencyclopedia.com