Уважаемый пользователь на вашем браузере отключена функция JS, из за этого вы не сможете пользоваться некоторыми функциями нашего сайта. Для нормальной работы сайта, пожалуйста включите функцию JS.
 
 

Земля Ханаанейская. Зильберман Михаил Израйлевич

В "Финикийской истории" бог Эл, "обходя Вселенную", даёт власть над зем- лёй Ханаана своей сводной сестре и жене Астарте, брату Демарунту и сыну Баалу (по другой версии отец Балу - Дагон).


Определяя сферы владычества, Эл особо выделил Библ (Гебал) и вручил его своей сестре и жене, имя которой - "Владычица, хозяйка, Библа" ("Баалат-Гебал", "Баалтида"). "Редкая богиня семитического пантеона засвидетельствована так единогласно, как "Владычица Библа",- отмечает выдающийся русский востоковед Б.А. Тураев (1868-1920 гг.). Однако это наименование богини "явно не было её собственным (наиболее расхожим) именем" (106.с408). Некоторые исследователи полагают, что речь здесь может идти либо об Астарте, либо об Анат. В частности, знаменитый греческий писатель Плутарх в трактате "Об Осирисе и Изиде" называет Баалат-Гебал Библской царицей Астартой.


В "Истории" повествуется о том, что, будучи в изгнании, Шамемрум, в надежде вернуть себе царство, посылает к Элу с дипломатической миссией "своих дочерей - Астарту, Диону и Рею" (Филон, где возможно, даёт богам древнегреческие имена). Дальновидный Эл дабы сделать сестёр своими союзницами, берёт их в жёны (в древнегреческой мифологии Рея - мать Зевса, жена Крона).


Ханаанейский аналог греческой богини Дионы Филон сам же и определяет: Диона это - Балтида (Баалат-Гебал). Следовательно, первоначально Астарта и Баалат-Гебал - различные богини. Так какая же ханаанская богиня в архаичные времена (до отождествления) являлась "Владычицей Библа"- Баалат-Гебал?


Как известно из мифологии, "главнейшими, официальными", жёнами Эла были Астарта и дева Рахмайу (возможно, Анат; см. ниже). У Гомера богиня Диона - супруга царя богов Зевса и мать Афродиты (ассоциировалась с Астартой и Анат). Одно из имён Афродиты - Диона (Ovid.Fast.II). Диона ассоциировалась и с Герой, олимпийской супругой Зевса, пособницей при родах (49-1.). Как один из образов Белой Богини она именовалась также Гера Аргейя ("Ослепительно белая") и почиталась как Лунная Богиня смерти (свойства проэллинской Великой богини-матери, богини Неба). В Аргосе поклонялись Гере в образе коровы (Зевс, видимо, при этом представлялся в образе быка, как и при похищении Европы). Для Ханаана подобная ассоциация - Анат и Балу (как царь богов отождествлялся с Зевсом Кассием). Древние египтяне воспринимали Баалат-Гебал как свою Хатхор,- богиню любви, богиню Неба, почитаемую как небесная корова.

Подытоживая эти краткие сведения, можно видеть, что Баалат-Гебал - великая богиня. Она - супруга и сестра (дочь) царя богов, мать богов, богиня Неба, связана с плодородием. Из известных науке богинь Ханаана, помимо семитической Астарты, в таком качестве воспринималась только протоханаанейская Анат (не Шапаш - богиня Солнца или Никкаль, жена бога Луны). Анат, по Филону,- царица Аттики (т.е. по статусу она равна и Астарте, и Баалат-Гебал). Однако такое определение сферы владычества Анат относят (106.с398) к более поздней эпохе, нежели время создания "Финикийской истории". Религиозно-мифологическое отождествление Баалат-Гебал и Анат можно усмотреть в мифе "Чудесное спасение Баалат-Гебал и её сына" (106.с161), памятуя, что войны людей - это войны их богов. В этом фрагменте рассказано, что "когда боги (Ханаана) сражались за власть на небе и на земле (боги амореев-завоевателей с богами автохтонного протоханаанейского населения)... (в итоге) Эл окончательно победил и стал верховным богом... Баалат-Гебал, испугавшись жестокой войны, бежала далеко на восток к берегам Евфрата" (Разгромленные протоханаанейские ополченцы (и часть мирного населения) бежали от амореев-номадов - как известно, раннебронзовый период истории Библа закончился его страшным разрушением. На территории же от Ханаана и до Евфрата (Мари) зафиксировано устойчивое поклонение богине Анат). Напрашивается также пред- положение о том, что наименование "Баалат-Гебал" бытовало и до эпохи амореев, "появления" в Ханаане их богов (в том числе и Астарты).


На расстоянии одного дня ходьбы от Библа, на горе Ливан, в городке Афака (в верховьях реки Адонис), находилась знаменитая роща и святилище Астарты, разрушеное по приказу римского императора Константина (306-337 гг. н.э.) из-за изуверского характера празднования священного брака Астарты и Адониса (36.с309). Обряды же в честь Адониса совершались в святилище богини Астарты.

Подытоживая эти краткие сведения, можно видеть, что Баалат-Гебал - великая богиня. Она - супруга и сестра (дочь) царя богов, мать богов, богиня Неба, связана с плодородием. Из известных науке богинь Ханаана, помимо семитической Астарты, в таком качестве воспринималась только протоханаанейская Анат (не Шапаш - богиня Солнца или Никкаль, жена бога Луны). Анат, по Филону,- царица Аттики (т.е. по статусу она равна и Астарте, и Баалат-Гебал). Однако такое определение сферы владычества Анат относят (106.с398) к более поздней эпохе, нежели время создания "Финикийской истории". Религиозно-мифологическое отождествление Баалат-Гебал и Анат можно усмотреть в мифе "Чудесное спасение Баалат-Гебал и её сына" (106.с161), памятуя, что войны людей - это войны их богов. В этом фрагменте рассказано, что "когда боги (Ханаана) сражались за власть на небе и на земле (боги амореев-завоевателей с богами автохтонного протоханаанейского населения)... (в итоге) Эл окончательно победил и стал верховным богом... Баалат-Гебал, испугавшись жестокой войны, бежала далеко на восток к берегам Евфрата" (Разгромленные протоханаанейские ополченцы (и часть мирного населения) бежали от амореев-номадов - как известно, раннебронзовый период истории Библа закончился его страшным разрушением. На территории же от Ханаана и до Евфрата (Мари) зафиксировано устойчивое поклонение богине Анат). Напрашивается также пред- положение о том, что наименование "Баалат-Гебал" бытовало и до эпохи амореев, "появления" в Ханаане их богов (в том числе и Астарты).