В "Финикийской истории" бог Эл, "обходя Вселенную", даёт власть над землёй Ханаана своей сводной сестре и жене Астарте, брату Демарунту и сыну Баалу (по другой версии отец Балу - Дагон).
Определяя сферы владычества, Эл особо выделил Библ (Гебал) и вручил его своей сестре и жене, имя которой - "Владычица, хозяйка, Библа" ("Баалат-Гебал", "Баалтида"). "Редкая богиня семитического пантеона засвидетельствована так единогласно, как "Владычица Библа",- отмечает выдающийся русский востоковед Б.А. Тураев (1868-1920 гг.). Однако это наименование богини "явно не было её собственным (наиболее расхожим) именем" (106.с408). Некоторые исследователи полагают, что речь здесь может идти либо об Астарте, либо об Анат. В частности, знаменитый греческий писатель Плутарх в трактате "Об Осирисе и Изиде" называет Баалат-Гебал Библской царицей Астартой.
В "Истории" повествуется о том, что, будучи в изгнании, Шамемрум, в надежде вернуть себе царство, посылает к Элу с дипломатической миссией "своих дочерей - Астарту, Диону и Рею" (Филон, где возможно, даёт богам древнегреческие имена). Дальновидный Эл дабы сделать сестёр своими союзницами, берёт их в жёны (в древнегреческой мифологии Рея - мать Зевса, жена Крона).
Ханаанейский аналог греческой богини Дионы Филон сам же и определяет: Диона это - Балтида (Баалат-Гебал). Следовательно, первоначально Астарта и Баалат-Гебал - различные богини. Так какая же ханаанская богиня в архаичные времена (до отождествления) являлась "Владычицей Библа"- Баалат-Гебал?
Как известно из мифологии, "главнейшими, официальными", жёнами Эла были Астарта и дева Рахмайу (возможно, Анат; см. ниже). У Гомера богиня Диона - супруга царя богов Зевса и мать Афродиты (ассоциировалась с Астартой и Анат). Одно из имён Афродиты - Диона (Ovid.Fast.II). Диона ассоциировалась и с Герой, олимпийской супругой Зевса, пособницей при родах (49-1.). Как один из образов Белой Богини она именовалась также Гера Аргейя ("Ослепительно белая") и почиталась как Лунная Богиня смерти (свойства проэллинской Великой богини-матери, богини Неба). В Аргосе поклонялись Гере в образе коровы (Зевс, видимо, при этом представлялся в образе быка, как и при похищении Европы). Для Ханаана подобная ассоциация - Анат и Балу (как царь богов отождествлялся с Зевсом Кассием). Древние египтяне воспринимали Баалат-Гебал как свою Хатхор,- богиню любви, богиню Неба, почитаемую как небесная корова.
Подытоживая эти краткие сведения, можно видеть, что Баалат-Гебал - великая богиня. Она - супруга и сестра (дочь) царя богов, мать богов, богиня Неба, связана с плодородием. Из известных науке богинь Ханаана, помимо семитической Астарты, в таком качестве воспринималась только протоханаанейская Анат (не Шапаш - богиня Солнца или Никкаль, жена бога Луны). Анат, по Филону,- царица Аттики (т.е. по статусу она равна и Астарте, и Баалат-Гебал). Однако такое определение сферы владычества Анат относят (106.с398) к более поздней эпохе, нежели время создания "Финикийской истории". Религиозно-мифологическое отождествление Баалат-Гебал и Анат можно усмотреть в мифе "Чудесное спасение Баалат-Гебал и её сына" (106.с161), памятуя, что войны людей - это войны их богов. В этом фрагменте рассказано, что "когда боги (Ханаана) сражались за власть на небе и на земле (боги амореев-завоевателей с богами автохтонного протоханаанейского населения)... (в итоге) Эл окончательно победил и стал верховным богом... Баалат-Гебал, испугавшись жестокой войны, бежала далеко на восток к берегам Евфрата" (Разгромленные протоханаанейские ополченцы (и часть мирного населения) бежали от амореев-номадов - как известно, раннебронзовый период истории Библа закончился его страшным разрушением. На территории же от Ханаана и до Евфрата (Мари) зафиксировано устойчивое поклонение богине Анат). Напрашивается также пред- положение о том, что наименование "Баалат-Гебал" бытовало и до эпохи амореев, "появления" в Ханаане их богов (в том числе и Астарты).
На расстоянии одного дня ходьбы от Библа, на горе Ливан, в городке Афака (в верховьях реки Адонис), находилась знаменитая роща и святилище Астарты, разрушеное по приказу римского императора Константина (306-337 гг. н.э.) из-за изуверского характера празднования священного брака Астарты и Адониса (36.с309). Обряды же в честь Адониса совершались в святилище богини Астарты.
Подытоживая эти краткие сведения, можно видеть, что Баалат-Гебал - великая богиня. Она - супруга и сестра (дочь) царя богов, мать богов, богиня Неба, связана с плодородием. Из известных науке богинь Ханаана, помимо семитической Астарты, в таком качестве воспринималась только протоханаанейская Анат (не Шапаш - богиня Солнца или Никкаль, жена бога Луны). Анат, по Филону,- царица Аттики (т.е. по статусу она равна и Астарте, и Баалат-Гебал). Однако такое определение сферы владычества Анат относят (106.с398) к более поздней эпохе, нежели время создания "Финикийской истории". Религиозно-мифологическое отождествление Баалат-Гебал и Анат можно усмотреть в мифе "Чудесное спасение Баалат-Гебал и её сына" (106.с161), памятуя, что войны людей - это войны их богов. В этом фрагменте рассказано, что "когда боги (Ханаана) сражались за власть на небе и на земле (боги амореев-завоевателей с богами автохтонного протоханаанейского населения)... (в итоге) Эл окончательно победил и стал верховным богом... Баалат-Гебал, испугавшись жестокой войны, бежала далеко на восток к берегам Евфрата" (Разгромленные протоханаанейские ополченцы (и часть мирного населения) бежали от амореев-номадов - как известно, раннебронзовый период истории Библа закончился его страшным разрушением. На территории же от Ханаана и до Евфрата (Мари) зафиксировано устойчивое поклонение богине Анат). Напрашивается также пред- положение о том, что наименование "Баалат-Гебал" бытовало и до эпохи амореев, "появления" в Ханаане их богов (в том числе и Астарты).