Кали Махавидья

Чижова Лидия, под редакцией Калинкиной Е. А.

O Мать, даже скудоумный становится поэтом, размышляя о Тебе, Чьим одеянием является космос, Трехглазой Создательнице трех миров, Чью талию украшает пояс, сделанный из отрубленных человеческих рук, Стоящей на груди трупа, Доставляющей наслаждение Самому Махакале, Пребывающей в местах сожжения трупов.
(Карпурадистотра,VII)

Дакшина Кали изображается четырехрукой, с телом цвета грозовой тучи, стоящей на своем мертвом супруге Шиве, обвитая ожерельем из пятидесяти человеческих голов или черепов, держащая кхадгу (топор для жертвоприношений), трезубец и отрубленную голову, из которой стекает кровь в чашу, уже наполненную кровью и кусками мяса. С Ее высунутого языка капает свежая кровь Ее врагов. Вокруг Нее - сражение.

О появлении Кали рассказывается в «Деви-Махатмье» гл. 7.2 – 7.8:  " Тогда демоны увидели Богиню на золотом пике самой высокой горы Улыбаяющуюся, Сидящую на льве (Богиня Дурга). Тогда они собрались похитить Ее, в то время как другая часть асуров приблизилась к Ней, согнутая в поклонах. Из уст Амбики (Матери Дурги) вырвался гневный крик. В миг лицо Ее стало черным как чернила. Лик Ее стал свиреп и ужасен. В руках Она несла меч, петлю и череп. А на шее Ее красовалась гирлянда из черепов. Облаченная в шкуру тигра, с широко раскрытым ртом и высунутым языком, красными глазами, Кали выглядела устрашающе. С ревом Она набросилась на армию Асуров, пожирая их силы».

В другой истории рассказывается, что после убийства демона, Теджас, или огонь, энергия возбуждения, проявившаяся у Кали, которую Она получила от всех Богов, начала распространяться. Возбужденная, Радостная, Кали стала танцевать, разрушая при этом Вселенную. Боги взмолились Шиве, чтобы Он усмирил свою супругу. Тогда Шива появился перед Ней в облике Младенца на поле битвы, и Кали нашла Его. Он вызвал у Нее жалость, материнскую любовь и сострадание. Она стала кормить грудью младенца Шиву. Так Кали проявилась в своем Материнском аспекте. В некоторых рассказах, Шива появляется на поле битвы под Ее стопами. Танцуя в экстазе прямо на Своем возлюбленном, Кали сначала не замечает Его. Увидев, под собой тело Шивы, Кали охватило сочувствие, и избыточная энергия Ее восторга рассеялась.

Кали  не только Мать Шивы, но и Его супруга. Многие столетия устрашающая фигура Богини Кали была Матерью и Высшим Брахманом (Единым Абсолютом, Парабрахманом, Парашивой, Тем, Кто вне двойственности). В символике, заключенной в Ее образе, закодирован путь освобождения от иллюзий этого и других миров, несмотря на то, что Она Сама является иллюзией. Образ Кали вместе со всей Ее атрибутикой при детальном рассмотрении Ее красноречиво говорит о переходе сознания за пределы двойственного восприятия.

Cэр Джон Вудрофф (Артур Авалон) в «Гирлянде писем» говорит: «Некоторые спекулировали на тему того, что первоначально Кали была Богиней жителей Холмов Виндхья (горного кряжа на юге Индии), побежденных Арийцами, пришедшими с севера». Это, по их мнению, должно было объяснить, почему Ее неотъемлемый атрибут – ожерелье из черепов - сделан из голов белых людей. На самом деле, цвет отрубленных голов не акцентируется (на некоторых изображениях они - черные, на других – цвета кожи индийцев). Пятьдесят голов ожерелья символизируют Матрику – буквы деванагари (санскрита). К тому же – это головы асуров, демонов, воплощающих грехи, или качества, мешающие узнавать Мать во всем. Что касается культуры и религии, то в Индии они существовали и до ее покорения «племенами ариев», которое, по понятным причинам, стало любимой сказкой-ложью европейской историографии. Согласно ей, всех богов норовили поделить на "арийских" и "неарийских, неведических", к последним, в частности, относили все культы Богинь (у ариев, якобы, был патриархат, а у аборигенов - матриархат). В действительности, данные последних раскопок в Хараппе и Мохенджодаро, а также множества других древних городов, эту версию опровергают - в Индии и до предполагаемого "нашествия ариев" была мощная культура, и процветали ведические культы. И вообще, не совсем понятно - а было ли нашествие? Гораздо больше данных свидетельствует о том, что арии не были пришлым племенем. Ариями, скорее, называли аристократию. Кроме того, в настоящей языческой Дхарме нет деления на патриархат - матриархат, - все это поздние искажения. «Женские» и «мужские» культы являются взаимодополняющими, а не соперничающими.

Кали - Сила преобразования, напоминает нам и о саттвичной (благостной) своей природе: саттва, как ни странно, проявлена в Ней, когда Она держит отрубленную Ею голову демона в руках. Из головы льется кровь – символ раджаса (страсти, беспокойства). Льющаяся кровь – это поток выходящих, или покидающих, голову мыслей. Но не следует думать, что почитание Матери Кали сделает вас рабом, не имеющим мыслей в голове, не способного рассуждать, анализировать, а лишь бездумно, без должного понимания, слепо во что-то верящим. Здесь речь совсем не об этом… Избавление, а если точнее, - укрощение непрерывного потока мыслей – одна из первостепенных задач йоги и почитания Ишта-Деваты (избранного Божества), направленная на осознание себя здесь и сейчас, способствующее гораздо более полному восприятию макро- и микрокосма, глубокому пониманию их тождественности в духе преданности Сущности всего, все Пронизывающей. Мысли, впрочем, как чувства и поступки, должен контролировать разум, а не мысли и чувства должны подчинять себе более разумное начало. Возничий будет чувствовать себя более свободно и раскованно, если тройка лошадей будет размеренно бежать, подчиненная ему. Но что станет с возничим, если три коня понесут колесницу слишком быстро, или ринутся в разные стороны? Будет ли он чувствовать себя свободным? Контроль ума, чувств и поступков – единственный путь к свободе. Голова в руке Богини Кали символизирует также и разумное начало (Джняна – Знание), благодаря которому можно утолять жажду из источника знания. Следовательно, символ кровоточащей головы представляет собой совершенное знание, за пределами ума (мыслительных процессов), свободное от ограничений формой (телом), подобное самадхи, подобное смерти. Но следует также обратить внимание на то, что отрубленная голова на самом деле живая. Блаженная улыбка говорит об этом. Как она может быть мертва, находясь в руках Матери Кали, как и все Сущее?

Символизм изображения Кали не ограничивается разрушением. Она также Мощь Созидания. Уничтожение настоящего, каждую долю секунды становящегося прошлым, - Ее первый аспект. Второй аспект - создание неочевидного будущего, потенциального настоящего. Эта Ее сторона говорит о Богине как о Творческом аспекте, в котором Она предстает перед нами как Темная, Черная, Непроглядная, выражая неочевидность и неизвестность будущего, на которое возлагается множество надежд.
Творческий аспект Кали также символизируют мудры – особые мистические жесты: одной рукой Она делает абхайа-мудру – мудру бесстрашия, означающую : «Вам нечего бояться», второй рукой – варада – мудру, благословляющую, смысл которой заключен в словах: «Я благословляю вас.» Мудра бесстрашия должна напоминать нам о том, что Вселенная не более чем преходящая химера мысли, Вселенная – плотно укоренившаяся в нашем сознании мыслеформа о реальном существовании этой Вселенной, реальность которой относительна, слишком текуча, переменчива, временна, и не имеет никаких четко и однозначно определяемых параметров. Четкое начертание линий, определение границ нашего понимания мы бессознательно создаем сами, потом страдая от этого, но упорно не отдавая себе отчета в том, что любые проблемы и их отсутствие – только игры собственного ума, ограниченного опытом конкретного индивида и его субъективными взглядами. Вы не мысль, не чувства, не действия и не этот, извините, кусок мяса. Вы - Бог, Ваша сущность Бессмертна, и Ваше истинное эго, настоящее «Я» не ограничивается данным вам физическим телом и не заканчивается  на нем. Самоотождествление с телом, эмоциями, мыслями и действиями ведет к привязанности. Привязанность – ограничение вашей свободы. Это равносильно тому, что двухметровый мужчина натягивает на себя детский комбинезончик. Скорчившись, испытывая массу неудобств, большой дядя пытается убедить себя в том, что маленькая одежка прекрасно сидит на нем и даже очень к лицу ему… Любые проявления привязанности являются синонимом ограничения. В том числе привязанность к близким, родственникам… Мудра благословения должна напоминать нам о том, что наше настоящее «Я», - вне времени, вне пространства.  Она благословляет вас на понимание этого, и если начать действовать в направлении осознания Себя, Мать Кали сделает все, чтобы вам помочь. А сила Ее безгранична.

Но это изображение - одно из многих. Среди Ее обликов  есть и более благостные – СадаКали, и менее - такие, как БхадраКали (Кали Ужаса), или где Богиня изображена в местах кремации - ШмашанаКали. Есть изображения, где Кали предстает как Гухья (Тайна), Предстающая как Бездомный Монашествующий Аскет, и, напротив, как Парабрахма Кутумбини (Хозяйка Дома Высшего Брахмана), Олицетворяющая Хозяйку этого мира, и множество других… Но только в великих тантрических традициях можно найти ключ к реальному значению ужасных изображений Калики. Кали - Богиня, которая воплощает все наши скрытые опасения, страхи: Смерть, Бесконечность, Неизвестность. Но все это- не более чем наши собственные заблуждения и бессознательные фиксации на них. Гневные и благостные Ее формы напоминают о том, что жизнь имеет  темную и светлые стороны. Но смерть и любовь в тантрической традиции - две стороны одной монеты.

Солнце и Луна становятся символами мужского и женского начала, также как Шива и Шакти. В тантрах Луна часто принимается как символ Деви. Полная - светлая Луна - это саттвичные (благостные) формы Матери, уходящая Луна перед новолунием и само новолуние, когда кругом тьма, - это формы Богини, внушающие страх, соотносящиеся с тамасом. Когда Луна полна, -  Она - Деви Трипура. Трипура - имя Богини, буквально означающее "три города; тройственная". «Три города – характера», три "женских" состояния: природа как дева - Бала, как плодородная женщина - Трипура и женщина после менструации - Трипура Бхайрави. Связь между Кали и Сундари Упасанами (Поклонением ТрипураСундари) очень близка. И проявляется она даже в темную и светлую половины лунного цикла. Кали в большей мере проявлена в период новолуния (Амавасйа), Сундари (или Шодаши) – в светлую половину месяца – Полнолуние (Пурнима). Кали связана с титхи (лунными сутками) убывающей луны, в то время как Богиня Шодаши - Олицетворение лунных циклов - связана с циклами растущей Луны. Богиня Шодаши и полнолуние олицетворяют полноту знания. В то время как Кали и новолуние олицетворяют Знание, Превосходящее даже полноту знания. Так Кали и Шодаши дополняют друг друга. Восходящая луна и убывающая - сопоставимы также с путями Нивритти (пути возвращения к пониманию Изначального состояния, сворачиванию материи и всех ее составляющих элементов в точку) и Правритти (пути манифестации, расширения, мнимого разделения с Источником, появления материи). Богиня Трипурасундари олицетворяет Правриттимарга, тогда как Шри Калика – путь Нивритти.

Богиня Кали – Высшая Богиня, Ночь Вечности, Пожирательница Времени, Великая Демоница.  В Риг-Веде, древнейшей в мире книге, есть «Гимн к Ночи» («Ратри сукта»), в котором говорится о двух разновидностях ночи. Первая известна всем живым существам: смертным и божественным. Это обычная ночь, когда мы спим и пребываем в бездействии, отдыхая от повседневной материально-эфемерной деятельности. В то время как вторая ночь - абсолютная. Это Ночь разрушения власти времени (на санскр.kala). Сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон) в «Гирлянде Писем» говорит, что Кали - Божество в аспекте  Времени, Поглощающего себя.  «Кали так названа потому, что Она пожирает Кала (Время), затем вновь возобновляя его ход. Она темна и бесформенна». («Гирлянда Писем», стр. 235). Имя Божественной Матери Кали непосредственно связано как с существованием силы времени, так и с черным цветом. Она, таким образом, -  Бесконечная Ночь как для обычных смертных, так и для божественных существ.  Ночью мы безмятежны и, в какой-то мере, счастливы подобно птицам в гнездах. Все живые существа ждут ночи, чтобы погрузиться в негу сна. Обманутым эфемерностью действий дня, ночь, как мать, приносит покой и счастье. Слово ratri (ночь) получено из корня ra, " дать, " и переводится как "дающий счастье, мир и блаженство". Она - Время потому что каждый исчезает во тьме Времени, где  покоится в чутких любящих руках Кали. Феноменальная жизнь Человека заканчивается, так же как и в вечной жизни Бога наступает момент сна.

Махавидья Кали - исконная  Деви, которая является ключом к познанию остальных Махавидий и корнем, сутью Великого Знания. Она уничтожает  формы, пространство, разрушает время и другие ограничения. Дарует свободу. Она - Ночь Вечности.
Отношения между Кали  и нами - Ее детьми – не прекращаются ни в этой жизни, которая представляется как единственная реальность, ни и за ее пределами. В этой жизни мы сталкиваемся с Ней как с Майей. Кали – это и есть Майа.  «Майа – это Знание и Иллюзия, Природа и Энергия. Ее называют по-разному. Сведующий в писаниях Шайвов может назвать Ее умом или интеллектом. Практика показывает, что Майа – Нечто самоочевидное.  В действительности, Ее не существует как чего-то отдельного от того Бытия, что непроявлено. В абсолютном смысле есть только Высший Брахман, или Абсолют». «Деви Гита». «Навашлоки». Стихи 4 – 5.

Майя, или имманентная сторона бытия, нередко ужасает нас, нередко она кажется нам прекрасной. И то и другое временно. Отсюда – Устрашающий и одновременно Прекрасный лик Богини Кали, которая разрушает то, что временно. Кали – это жизнь и смерть в нашей жизни. Проявление того и другого можно наблюдать во всем. Майа – это дуальность, разделение, которое вводит в заблуждение наши умы и чувства. Майа – это и наша природа, потому что Майа – природа эго, как истинного, так и ложного. Кали, Майа – это безудержная Власть и Мощь, которая обнародует наш никогда не прерывающийся Союз с Брахманом.  Осознание этого Союза можно назвать прибытием в дом нашей Матери.  

Облик Кали и Ее «необузданный нрав» только на первый взгляд могут показаться устрашающими. В действительности, они - результаты заблуждения и необходимости его нейтрализации. Кали успокаивает и защищает нас. Но это успокаивание и защита могут показаться совершенно обратными действиями тому, чьей целью не является самопознание, кто слишком привязался к вещам и явлениям этого Мира Форм, кто забыл Себя. Она отбирает у нас то, к чему мы привязаны, с чем больно расставаться, как бы говоря:

«Ты – не тот объект, на который направлено твое восприятие, Ты отождествлял себя как с имеющим этот объект. Но объекта больше нет. Так кто ты теперь?» Ее уроки жестки и эмоционально тяжелы. Но разве это зло? Разве этого стоит опасаться? Мы слишком многого хотим, и в награду получаем осуществление наших желаний, в том числе в виде кармы. Проявляясь как невежество, Кали нередко выдает «веревку за змею». Проявляясь как сила знания, Она вбирает этот иллюзорный мир в Себя. Мы прославляем Ее как Правительницу Вселенной, Чей священный слог ХРИМ – квинтессенция сущности Майи, Богини Бхуванешвари.

"Некоторые учителя говорят, что Бхавани, подательница всех благ, изначальная Майя, Великая Шакти, Пракрити, следующая за Пурушей;/31/

Неотличимая от Брахмана Причина творения, поддержания и разрушения, Мать всех существ, а также богов;/32/

Безначальная и Бессмертная, Пронизывающая все существа, Повелительница всех миров, Обладающая качествами и Свободная от качеств, Благая;/33/

[Проявляющая себя в формах] супруг Вишну, Шанкары, Брахмы, Васавы, Варуны, Варахи Нарасимхи а так же [проявляющая себя в форме] МахаЛакшми;/34/

Мать Вед, Единое Знание [являющееся] корнем древа бытия, Устранительница всех несчастий, благодаря поминанию [Ее]  Устраняющая все желания./35/"

 «Деви Бхагавата Пурана», Книга 3 Глава 1.

Сила трансформации не только уничтожает, но также и создает. Кали – также Сила, Создающая время, разрушающее многие галактики, отсылая их в прошлое. Гирлянда из голов на Кали - символ, напоминающий о разрушительном аспекте времени. Разрушительный аспект Кали также известен как Шива Тандава, или разрушительный танец времени, - это - танец взаимодействия энергии, напоминающий космическую водородную бомбу.

Невозможно наслаждаться зрелищем смерти, разрушительным космическим огнем, охватывающим все известные вещи и знание непосредственно. Это под силу только Шиве, Персонификации этой энергии, способного бесстрастно лицезреть картину Собственного разрушения, сворачивания вселенной, уничтожения времени внутри Своего сознания. Мать Кали учит своих почитателей такому бесстрастию и отрешению (вайрагья), невовлечению в процессы «реагирования» и взаимодействия. Кали не испытывает пристрастия ни к святому ни к грешнику.  Она – Мать времени, и у Нее не может быть никаких раскаяний о разрушенном Ею времени, когда Она дает возможность почувствовать вкус самадхи (высшее состояние сознания; выход за пределы ума) Ее поклоннику.

Кали – Это Богиня Кундалини, в которой сокрыта вся змеиная сила и мудрость. Место Ее обитания – муладхара-чакра, находящаяся в основании позвоночника. Чакра (с санскр. – «круг, диск») – это уровни сознания и центры тонкого тела (которых условно выделяют шесть). Кундалини – это скрытая Божественная энергия, Сила, Шакти, Тот неисчерпаемый Потенциал, который есть в каждом. Кундалини описывают как спящую кобру, свернутую в три с половиной оборота. Просыпаясь в результате действий, направленных на пробуждение сознания, Богиня Кундалини поднимается вверх по позвоночному столбу – по тонкому энергетическому каналу Сушумне, наполненному изрядным количеством загрязнений, выражаемых как различные формы невежества. Пронизывая на своем пути каждую из чакр – уровни сознания, она стремится нанести удар в центр Аджна-чакры (межбровной чакры.

Кали – это Жизненная Сила. Энергия Кундалини и есть наша жизненная энергия, которая самым непосредственным образом связана с дыханием, поступлением в организм праны. Прана – жизненный принцип Вселенной, жизненный принцип человека и других существ, энергия жизни распространяющаяся по всему телу. Но после каждого вздоха, поддерживающего нашу жизнь, мы делаем выдох, который ее сокращает. Движение силы жизни, живучести, противопоставляет, таким образом, жизнь и движения дыхания. Прилив жизненных сил происходит  с понижением частоты вдохов и выдохов, что способствует пробуждению ото сна Богини Кундали. Кундалини связана с сексуальной энергией, впрочем, это она и есть. Но наличие сильной сексуальной энергии еще не говорит о поднятой Кундалини. В более низких центрах – чакрах, энергия Кундалини выражается как сильное влечение, желание, вожделение.

Невовлечение в состояние сексуального удовлетворения в момент поднятия Кундалини, позволяет Ей подняться выше, пронизывая уровень манипура-чакры (на уровне солнечного сплетения), связанной с мыслительными процессами, интеллектом и некоторой степенью воли, затем уровень анахата-чакры (на уровне сердца), связанной с нежной любовью, преданностью, отдачей. Почитание Дакшина Кали ведет к поднятию Кундалини в центральном канале – Сушумне. Поклонение Калике как бы моделирует природу поднятия Кундалини в вашем сознании, так сказать, напоминая Кундалини о необходимости Ее пробуждения для реализации вайрагьи.

Жизненная сила индивидуумов во многом ослабла из-за недостатка осознанности. Контроль над дыханием делает осознанным каждый вдох и выдох. Действуя так, практикуя садхану пранаямы, почитая Мать Кали, познаете Ее как Крийа-Шакти – энергию действия, Иччха-Шакти – энергию воли и Джняна-Шакти – энергию знания, как Сат –Чит - Ананду, проникнувшись расой (вкусом) чистой Кали – упасаны (практики почитания).

Главным храмом Кали являются места кремации, кладбища, разрушенные дома…Почитание Матери Кали предпочтительно проводить ночью на убывающей Луне. Так Ее природа, характер становятся более ясными, проявленными, очевидными. Для знатока в поклонении, Мир становится площадкой для кремации,
Она -  истинной Формой Времени, Создающей и Уничтожающей, персонифицирующейся как костер. Потому что вся наша жизнь, все наши хрупкие мечты и многочисленные желания, а также впечатления прошлых опытов - все становится грудой ничего не стоящего пепла.

Места кремации нередко интерпретируется как места, где все желания уничтожаются, сжигаются. Перед пониманием, кайвальей (освобождением), садхака должен уничтожить все табу, все условия и ограничения, мешающие достичь полной реализации тождественности с Адья-Кали (Изначальной Кали). Места кремации (шмашана) также являются символом высшего нади, или канала в тонком теле человека, - сушумной - центральным каналом. Тонкая энергия, текущая по позвоночнику - это  королевская дорога Богини Кундалини. Спящая в муладхара-чакре, основании позвоночника, как змея, свернутая в три с половиной оборота, Богиня Знания Кундалини разворачивается, входит в сушумну и непрерывно движется вверх, достигая сахасрара-чакры. Там обретается счастье знания Деви, Сат-Чит-Ананда (Бытие, Сознание, Блаженство), космический оргазм, заставляющий Вселенную растворяться. Садхака в пределах Шмашана-янтры – Шакти, оба переплетены в объятиях. Она – Человеческая форма Кали, поскольку он - человеческая форма Шивы.

Оба навсегда  объединены. «Нируттара Тантра» говорит (2, 27): «…Места кремации бывают двух видов, о Деви, костер и йони. Шива - фаллос, Кулешани!» Подвергнутый сомнению Шри Деви в той же самой Тантре, Шива говорит, что лоно - Дакшина  в форме трех гун, сущность Брахмы, Вишну и Шивы. Эти три формы представляют энергию создания, сохранения и разрушения. У каждого из них, или у каждой из этих энергий есть шакти – сила. "Когда женское – красное семя, или точка (бинду), соединяется с мужской точкой белого цвета, или семенем (бинду), происходит единение двух начал – женского и мужского, Шива-Шакти." (НТ)

Практика почитания Шри Калики относится к традиции тантры левой руки - (вамачаре). В переводе с санскрита "Вама" означает "женщина", "левый". В этой ачаре используются сексуальные практики как часть поклонения Богине, запрещенные в других ачарах. Путь же правой руки (дакшиначара) не включает сексуальный компонент.
Богине Калике подносится также и животная жертва. В «Карпурадистотре» говорится, что Разъяренной Богине Кали жертвуются только самцы. Стих 19 говорит, что поклонники Матери Кали, жертвующие плоть кота, верблюда, овцы, быка, козла или человека, становятся Ее любимыми бхактами (преданными). Из комментария Вималананды Свами, который Вудрофф только частично переводит, можно узнать о том, что эти животные олицетворяют различные качества-препятствия, стоящие на пути. Козел олицетворяет жажду, бык – гнев, кот -  жадность, овца -  заблуждение, верблюд – зависть, человек -  гордость. Однако, согласно другим источникам, только  Царь может выполнять жертву человека.

Назад к списку статей