Cимволизм Луны:
- женская сила, Мать-Богиня;
- условие жизни человека на земле;
- время и мера — благодаря счёту времени по фазами Луны;
- цикличность времени и универсального становления (зарождение, исчезновение и появление), сама область становления;
- периодическое возобновление творения;
- закона изменения — рост с юности до зрелости и упадок от зрелости до старости;
- постоянное обновление иногда, бессмертие и вечность — ввиду периодически повторяющегося появления;
- человеческий разум, просвещение, независимость и косвенное знание — отражает свет идущий от божественного Солнца;
- внутреннее, интуитивное, иррациональное и субъективное знание;
- духовный аспект света во тьме;
- темная сторона природы, её невидимый аспект;
- носитель перемен, страдания и упадка;
- ночной глаз (дневной — Солнце);
Луна нарастающая — свет, рост и возрождение;
Полная Луна — целостность, завершенность, сила и духовная мощь.
Убывающая Луна приобретает мрачный, демонический аспект;
узкий серп воплощает луну Старую, освобождающуюся от гнета солнца, чтобы превратиться в луну Новую, наделенную энергией
Трехдневный период новолуния — время нисхождения умирающего и воскресающего бога в подземный мир;
Луна в середине цикла имеет погребальное значение.
Союз Луны и Солнца — hieros gamos, священный брак Неба и Земли, короля и королевы, золота и серебра, etc.;
Благодаря пассивному характеру своего свечения, отождествляется с символикой числа два и с пассивным или женским началом.
Связывается также с мировым яйцом, маткой и шкатулкой — символическим аналогом гроба
Объекты:
- пассивного и отражательного характера (зеркало);
- имеющие изменчивый внешний вид (веер) — оба типа объектов по характеру являются женскими.
- двойной топор с лунообразно изогнутыми лезвиями;
Другие символы:
- хромой старик — возможное олицетворение убывающей Луны;
Животные:
- с напоминающими полумесяц рогами (бык, корова), коровьи рога — в их образе почитались лунные божества;
- все ночные (кошка и лиса);
- все двоякодышащие и связанные с водой, болотами и половодьями, любящие утреннюю росу;
- те, что периодически исчезают и возникают вновь (медведь появляется весной с новорожденным медвежонком / улитка то уединяется на долгие дни, то оставляет свою раковину);
- змея, черепаха;
- заяц или кролик (в сосуде, наполненном водой — доколумбовая Америка, Китай, Индия и т.д.);
Растения
- индийская сома;
- американский маис;
- южноамериканская пальма пачимба;
Камни
- жемчуг и перламутр,
- опал,
- селенит.
Металл — серебро .
Луна - Ближайшее к Земле и наиболее значимое в символике (наряду с Солнцем) небесное тело с объёмным и сложным символизмом.
Полумесяц фигурирует на многих памятниках культуры, начиная с египетских и вавилонских.
На символику луны влияют следующие её свойства:
- пассивность при отражении солнечного света;
- изменчивость её облика, умирание и рождение новой Луны; видимые изменения на её поверхности, сопровождающие её периодические фазы
- выраженный рисунок на поверхности;
- совпадение лунного и женского циклов;
- сокрытость обратной стороны Луны, обращенной к Земле только одним своим "ликом";
- бледности её света, только полуосвещающего предметы
- Связь с ночью
В Луне редко усматривают мужское начало и, обычно, она рассматривается как "женское" небесное тело. Исключение составляют некоторые африканские и североамериканские индейские племена, тевтоны (ср. нем. словоупотребление — der Mond), племена Океании, маори и Япония, где Луна является мужским производительным принципом. Ситается, что женский характер Луне, а мужской — Солнцу были приписаны, когда на смену матриархату пришел патриархат.
Согласно космическому порядку Луна рассматривается как уменьшенный двойник Солнца. Если последнее дает жизнь Вселенной, то Луна влияет только на Землю. Луна также рассматривается как ”мировое Море”, заключающее в себе “оплодотворяющие принципы солнца, которые она сеет в воздухе, её наделяли пассивными и активными силами размножения, одинаковыми по своей сути, хотя и различными формально”.
Прежде всего, Луна — существо, которое не сохраняет свою тождественность, претерпевая "мучительные" преобразования своей формы. Эти фазы как аналог природных и биологических циклов (времена года, возрасты человека) делают Луну объектом закона изменения и определяют её сродство Луны с “биологическим порядком вещей”. Благодаря этому сродству Луна рассматривается как наиболее мощный фактор упорядочивания жизни земли и её обитателей.
Считается установленным, что лунные ритмы использовались как мера времени задолго до солнечных. Упорядочивающая функция Луны в регулировании земных циклов и определении сроков. Все богини Луны управляют судьбой и ткут её нить (иногда их изображают в виде пауков в центре паутины). К их атрибутам относятся веретено и прялка.
Роса обильнее в светлые ночи, что породило убеждение в порождении её Луной, ставшей воплощением холода и влаги, творящей дождь. Власть над водами и океанами делает её владычицей питающего начала.Распределяя дожди Луна выступает в качестве посредника, объединяющего, благодаря собственной активности воды Земли и Неба.
Издревле признанное влияние Луны на соки живых организмов, плодородие растений, плодовитость женщин и животных находит подтверждение в совпадении лунного цикла с приливами и отливами, а также в его таинственной связи с физиологическим циклом женщины. Крапп полагает (как и Дарвин), что эта зависимость обусловлена зарождением жизни в водных глубинах и что влияние Луны задает ритм жизни на протяжении миллионов лет. Он отмечает, что т.о. Луна становится "Владычицей женщин".
Ввиду своего роста и быстрого хода Луна является символом плодородия. Первых четырнадцати дней каждого лунного месяца ассоциировался с ростом живых существ. Отсюда идёт обычай садить и рубить деревья в период растущей Луны и собирать урожай, когда Луна убывает. Влияние, оказываемое Луной на человеческие действия и поступки, также считается более благотворным в период её роста, нежели убывания.При стрижке и кровопускании тоже должны были руководствоваться лунными фазами.
Исчезновение Луны с небосвода и возрождение её на четвертый день её нового облика — убедительный символ "умирания и рождения".Мифологическое соотнесение фазы невидимости Луны со смертью человека, породила в итоге идею посмертного странствия на Луну, сохраняющуюся в развитых культурах (Греция, Индия и Иран) и возвращении с неё — в традициях, допускающих перевоплощение. По мнению Краппа, лунные фазы (в их отрицательном аспекте частичного и полного исчезновения) послужили источником для мифов о расчленении как космической жертве бога/героя (Загрей, Пенфей, Орфей, Актеон, Осирис), а также мифов и легенд о "пряхах". Генон утверждает, что в "сфере Луны" все формы расчленены, так что высшие состояния отделены от низших. Отсюда двойственная роль Луны как небесной и адской (Диана и Геката). Диана, или Яна, является женской формой Януса. Но весна следует после зимы, цветы появляются после морозов, Солнце восходит после мрака ночи, полумесяц вырастает из новой Луны. Элиаде указывает на связь между этими космическими событиями и мифом о периодическом сотворении и обновлении универсума."Поэтому Смерть является не прекращением, а временным изменением жизненного плана".
В странах с засушливым климатом мягкий свет Луны, ассоциируется с ночной прохладой и благодатной утренней росой. Она считается примирительницей и укрепительницей земли. не случайно, что, благодаря дуализм между дарующей влагу Луной и несущим засуху Солнцем, в таких регионах её почитание теснит солярные культы. Вполне понятно и закономерное сходство богинями этих мест — источниками и символами жизни и охранительницами растительности, которая, подобно луне, рождается и увядает.
В силу своей изменчивости Луна нередко ассоциируется не с одним, а со многими божествами, что порождает целый сонм лунных богов и богинь. Наиболее известны греч. Селена и Артемида, лат. Луна и Диана, восточноазиатская Куан-инь (Каннон), Иксчел (майя), Иштар, Хатор, Анаит, etc.
Обычно Луна считается населённой: на ней живут лягушка и жаба или — почти повсеместно — заяц и кролик. Нередко на ней помещается человек, таскающий в виде наказания тяжкую ношу.
Связанные с Луной божества и персонажи очень часто несут печать троичности лунных фаз и времени — прошлого, настоящего и будущего.(Мойры / Парки, Геката Триодитис — Трехликая, трёхлапые лунные заяц и жаба.)
Шумерские лунные боги и представления о Луне
Мужское лунное божество Син — бог мудрости, растительностии, отец солнечного Шамаша и хранитель времени. Иштар — вавилонская богиня Луны.
Ночь в полнолуние — время для молитвы и праздничного жертвоприношения. В этот время Луна может как бы запечатлеться на спине молящегося.
Египетские лунные боги и представления о Луне
Для жрецов Египта Луна стала своеобразным символом веры, отражающим явленные истины: она освещается Солнцем и черпает из него всю свою жизненную силу. Считается “творцом загробного мира и вечности”.
В мифологии играет роль соотнесение Луны с поврежденным глазом Гора: история его борьбы с Сетом (прения света и тьмы) даёт объяснение возрастанию и убыванию Луны. Миф говорит, что Сету удалось вырвать и проглотить глаз Гора (новолуние), но тот с помощью богов вырвал глаз у врага (вариант: вырезал его из чрева Сета).
Обычно изображается в виде стоящего на серпе диска. Как “солнце, которое светит ночью” Луна может почитаться павианами; ночью её сопровождают шакалы.
Ладьи божеств имеют форму лунного серпа. Серп может быть символически оружием, например, в руке бога Луны Тота, или костью, которая стала мощами Озириса.
К богам Луны относятся:
- Йох — древний бог, изображаемый на немногих картинах как человек в царском переднике и с лунным диском на голове;
- Тот;
- Хонс — как головное украшение носит диск и серп Луны
- Озирис — древнее символическое воплощением лунной астрологии, правил 28 лет.
Фазы луны — символ жизни и смерти, умирание и возрождение Озириса.Расчленение (разрывание) его тела Тифоном на 14 кусков (соответствуют четырнадцати дням убывающей луны и её домам) в полнолуние — образ Луны, теряющей часть себя в каждый из 14 дней второй половины лунного месяца.
В эллинистическое время на первый план выступает женское божество — Изида (греч. интерпр. Селена) — воплощение женственности в природе. Её головной убор — рога коровы (сила и плодородие) с диском между ними. Растущая Луна — главнейший атрибут Изиды как Царицы Небес.
Античные лунные боги и представления о Луне
В древней Греции Луна ассоциируется с деревом.
Богиня Луны Мойра стоит выше других богов, а три богини судьбы (Мойры / Парки) — отражение силы этой Великой Лунной Богини.
Геката Триодитис — Трехликая, связывается с фазами Луны — молодая (новолуние), полнолуние и тёмная Луна (или Луна на ущербе); и тремя жизненными фазами (периодам развития организма) женщины — девичество, материнство, старость.
Греко-латинские богини:
- Селена (Луна) — воплощение полярной противоположности день-ночь, природа-дух, мужская воля-женская пассивность;
- Гера (Юнона) — полная луна, материнство и женского достоинства в супружестве;
- Артемида (Диана) — естественное, неосознанное и неконтролируемое рассудком стремление души.
Полумесяц молодой Луны — древний атрибут Дианы и богини Луны, которым в римскую эпоху поклонялись как одному божеству. Двойной топор и серповидный лук как лунные символы служат оружием легендарным воительницам античности амазонкам.
Luna mendax — лживая Луна при смене фаз обнаруживает сходство с буквами С (crescere — расти) и D (decrescere — уменьшаться) противоположными её реальному облику при этом.
В символизме орфиков Луна олицетворяет печень, а Солнце — сердце (центр вселенной в человеке).
Пифагорейцы развили астральную теологию, распространив мифологическую географию и "Острова блаженных" на Солнце, Луну и Млечный путь. Луны, традиционно оставаясь землёй мертвых или перерождающим вместилищем душ, рассматривается лишь одной стадией в восхождении наряду с другими — Солнце, Млечный путь, "высшая сфера". Луна главенствует над формированием и распадом организмов (что символизируется зеленым цветом), обновлением и переплавкой форм. Только то, что по ту сторону Луны или над ней, может превосходить ставшее, наличное. Согласно Плутарху, души праведников очищаются на Луне, тогда как их тела возвращаются на Землю, а дух — на Солнце. Лунное состояние тождественно человеческому состоянию."Каждый месяц луна проходит траекторию, совершаемую солнцем за год... Она в значительной степени способствует созреванию растений и росту животных". (Цицерон)
Семитские лунные боги и представления о Луне
Финикийская лунная богиня — Астарта.
В доисламской Аравии и других семитских странах, поклонение Луне преобладает над культом Солнца.
Женщины и домашние животные (верблюды) носили на шее украшение в виде полумесяцев.
Семитские боги Луны ассоциируются с деревьями и кустами.
Иранские лунные боги и представления о Луне
Почитается как Мах наряду с Солнцем (как Хваре-Кхшаэта). В традициях Зенд и Пехлеви олицетворяет мужской принцип.
Африканские лунные боги и представления о Луне
У ряда племён Луна является мужским божеством, как Ашанг, символизирующий время и смерть.
Некоторые африканские племена ассоциируют Луну с деревом.
Северо- Американские лунные боги и представления о Луне
В верованиях индейцев Луна — это “старуха, которая никогда не умрет”, и “водная девушка” с кувшином воды. Отождествляется с деревом.
Полная Луна походит на свет Великого Духа, хотя, у некоторых племен является злой и недоброжелательной силой.
У эскимосов Луна почитается как "посылающая снег".
Гренландцы, которые верят, что все небесные тела были когда-то людьми, обвиняют Луну, что она побуждает их женщин к оргиям. Поэтому им не разрешается долго смотреть на неё.
Мезоамериканские лунные боги и представления о Луне
Кецалькоатль сын Солнца — лунный бог ацтеков, который принес себя в жертву как сын бога, чтобы спасти человечество.
В Древнем Перу почитание Луны подчинено господствующему почитанию Солнца.
Инка Гарсиласо де ла Вега (1539-1616) называет Луну “женой Солнца” и пишет, что храмовое помещение было облицовано серебряными пластинами, “чтобы по белому цвету узнавали, что это покои Луны. Так же как и рядом с Солнцем, здесь находился портрет, изображающий женский лик на большом слитке серебра. В эти покои вступали, чтобы посетить Луну и вверить себя её защите, ибо её считали сестрой и женой Солнца, а также матерью инков и всего их рода; и потому они называли её Мамаквилла, что означает “мать Луна”. Ей не делали жертвоприношений, как Солнцу. По обе стороны изображения Луны стояли фигуры умерших цариц, расположенные в соответствии с престолонаследием и возрастом..."
Южно- Американские лунные боги и представления о Луне
Луна ассоциируется с пальмой и маисом.
Китайские лунные боги и представления о Луне
Обладает сущностью инь. Женский природный принцип, пассивность и быстротечность жизни, бессмертие.
Японские лунные боги и представления о Луне
Олицетворяет мужской принцип — это бог Цукиеми, родившийся из правого глаза Изанаги.
Заяц с пестиком и ступой живет на Луне.
Лунные боги и представления о Луне в Австралии и Океании
У народов Океании Луна олицетворяет мужской принцип и символизирует вечную молодость.
У маори Луна — муж всех жен, бог-отец.
Индуистские лунные боги и представления о Луне
В индуизме растущая Луна символизирует быстро и энергично растущего новорождённого. Олицетворяет собой чашу Сомы (эликсира бессмертия) и ассоциируется с одноименным растением из которого он готовится.
Хранитель Сомы — Чандра, обладающий 28-ю женщинами, воплощающими дни лунного месяца.
Грозная Кали также относится к лунным божества.
Лунопоклонники Индии представляют свое божество на колеснице, запряженной четырьмя гусями, с драгоценным джандаракандом в руке .
Митраистские лунные боги и представления о Луне
На иконах Луна изображалась с левой стороны над колесницей, запряженной одной лошадью, Солнце — с правой стороны над квадригой.
Шаманские лунные боги и представления о Луне
Символизирует магическую силу.
Лунные боги и представления о Луне в Северной традиции
У скандинавов лунная колесница Фрея запряжена лунными котами.
У тевтонцев Луна отражает мужскую божественную силу.
Даосские лунные боги и представления о Луне
Символ истины, “глаз, светящий во мгле”, принцип инь. Вместе с Солнцем отражает мужскую божественную силу.
Буддистские лунные боги и представления о Луне
Олицетворяет мир, безмятежность и красоту.
Полнолуние и новолуние считается временем усиления духовной силы.
Растущая Луна — элемент Авалокитешвары, Гуань-инь и Гуань-он.
Луна и вода вместе олицетворяют свободу Дхармы, а также единство личности. “Появляясь на небосклоне, Луна отражается в каждой поверхности воды, и все эти отражения происходят от одного источника” [Песнь просветления. Ян Чиа].
Иудаистские представления о Луне
В сказаниях евреев (Е. бин Горион) содержится миф, призванный объяснить почему Луна излучает более слабый свет. В нём Творец объясняет Луне, что существуют две сферы посюсторонний и потустороннего мира, а наличие двух источников света указывает на эту полярность. Луна, которой отведена большая сфера потустороннего мира выказывает недовольство, что своим блеском она не превосходит Солнце . "Тогда сказал Господь: Мне очевидно и ясно — ты думаешь, я сделаю тебя большой, а Солнце уменьшу. Но так как относительно Солнца у тебя был дурной замысел, ты должна стать меньше, чем оно, и твой свет будет в шестьдесят раз слабее, чем его. Тогда сказала Луна Господу: О, Властитель мира! Это было одно только единственное слово, которое я сказала, и за это я должна быть так тяжко наказана? Тогда сказал Господь: Когда-нибудь (после Страшного суда ) ты будешь снова большой, как Солнце, и свет Луны будет таким же, как свет Солнца".
Предзнаменование последнего суда предполагает потемнение Луны [Иоил 3:15].
Помимо ассоциации с потусторонней ночной частью мира Луна часто, благодаря совпадению лунного и менструального циклов, соотносится с понятием “плодородия”.
Христианские представления о Луне
Луна и Солнце часто изображаются в сценах распятия и символизируют двойственную природу Христа.
Распространено и естественно также символическое отождествление рождения новой Луны с Воскресением.
Луна — местопребывание архангела Гавриила, а Солнце — архангела Михаила.
Феофил Антиохийский видит в Солнце и Луне дуалистический символ, “носителей и образы великой мистерии. А именно: Солнце есть образ Бога, Луна — образ человека”.
Ориген рассматривает принимающую свет Луну как образ церкви. Словно мать, следит она за своими детьми, сохраняет и передает им свет святости всем верующим.
В христианской иконографии Дева Мария часто сравнивается с Луной или изображается стоящей (восседающей) на лунном серпе. Этот образ восходит к Откровению Иоанна Богослова (12:1:"...жена, облеченная в солнце; под ногами её луна" - символ победы над враждебными силами). Этот заимствованный древний атрибут Дианы символизирует целомудрие. Элиаде отмечат, что изображение Богоматери над Луной означает, что вечность выше изменчивого и временного.В австрийском регионе этот сюжет охотно связывают с победой над турками.
Лунный человек отождествляется с Каином или Иудой Искариотом.
Исламские представления о Луне
Мера времени и счета годов — год считается лунным.
Рогатая Луна отражает дуальность в непрерывном движении к единству. Растущая — олицетворяет божественную и верховную власть, символ ислама. Растущей или полной луной освещается Древо Жизни, изображаемое иногда на мусульманских надгробиях.
Луна в Алхимии
Представляет:
- непостоянное (или изменчивое) и женское начало, множественность (из-за фрагментарной природы её фаз);
- серебро и чистые чувства;
- “Королеву” (царицу), которая вступает в брак с “королем” (царем) и становится андрогином.
Рассматривается как проводник по сокровенной стороне природы; а Солнце отвечает за жизнь явленного мира и огненную активность.
Луна и Солнце — тело и душа, серебро и золото.
Последняя четверть лунного месяца называется алхимиками бальзамической Луной: в конце жизненного цикла духовный опыт человека восходит, словно бальзам от жертвоприношений, к царству Духа.
Луна в Астрологии
Рассматривается (подобно геоцентрической системе античности) как планета и одно из двух “главных светил”.
Возвышение — в Тельце (т.к. бычьи рога напоминают лунний серп, или из-за мифических связей лунных богинь с партнером в образе быка).
Из-за смены фаз считается планетой “непостоянной, с мимолетным действием”. “Благодетельница", женская планета — оказывает влияние на характер, женский род, матерей и народные танцы.
Символ души. Ееё положение в гороскопе определяет тип реакции индивида, его восприимчивость и способность к рефлексии и адаптации к требованиям повседневной жизни.
Означает животную душу как место, в котором возникают ощущения, половую жизнь и импульс к ней.
Наряду с Солнцем, отражающим порывы сердца и черты характера, Луна характеризует общий стиль поведения.
Новейшая астрология приписывает Луне способность управлять внешним обликом женщины и глубинной личностью (анима) у мужчины.
Луна служит основой восточной астрологии, различающей 28 лунных домов (кит. сиэу — букв. провести ночь) по числу дней её цикла. Они соотносятся со старинным феодальным государствам и животными.
Индусскими астрологами лунный гороскоп соотнесён с телом человека. Согласно их учению, утробное развитие индивида идёт вокруг двух центров силы (чакр). Питала — сердечный лотос с 12-ю лепестками является микрокосмический (на человеческом плане) аналогом солнечного зодиака, а Ина — зодиака 28-ми обителей Луны (накштры).
Эмблематика
Луна на звездном небе.
Она одна превосходит тысячи. “ Луна даёт больше света, чем все звезды, и, следовательно, приносит больше пользы. Одобрение или влияние одного достойного, выдающегося и возвышенного человека более предпочтительно, чем шумные похвалы толпы”.
Луна посреди звезд.
Одна луна ярче тысячи звезд. Символ значимой персоны (государь, главнокомандующий, etc.).
Поная луна и море.
“Символ большей власти над морем у Луны чем у Земли”.
Луна.
Она отдает то, что получает.
“Символ означает, что мы должны применять на благо человечества те способности, которыми нас любезно одарила природа. Луна, получая весь свет от Солнца, отражает его на нас”.
Убывающая луна.
Я снова буду полной.
Символ превратностей и перемен жизни.“Бывают времена, когда удача идет на убыль, но мы не должны отчаиваться, поскольку, подобно луне, по милости Бога, которого мы молим о помощи и защите, она вскоре вновь будет полной”.
Фортуна временно отвернулась,
И свет засияет вновь.
Чем больше луна убьвает,
Тем ближе она к полнолунию.
Луна, приближающаяся к солнцу.
Я все время меняюсь.
Символ изменчивости или непостоянства.
Как изменчив свет, излучаемый луной —
Он то слаб, то силен.
Ибо лунный лик то уменьшается до серпа,
То увеличивается до шара.
Затмение луны.
Всегда остается собой, даже если она в затмении или скрыта за облаками. Она обязательно вновь воссияет в присущем ей величии. Пословица: Светит Луна или нет, она все равно остается Луной.
Новолуние.
Сокрыта, но не потеряна для мира.
“Человек мудрый постоянен, как Солнце, а глупый переменчив, как Луна” [Экк 27].
Растущая луна означает знатность и скорую прибыль.
Геральдика
В европейской геральдике обычно изображается в виде лунного серпа с профилем, глядящим влево.
Лунный серп представлен в гербах многих исламских стран.
Геральдические лунные образы Бёклер объяснял указанием на то, что сто членов совета Ромула носили на своих башмаках полумесяц в форме С, “чтобы дать понять, что они все, что находится под Луной, попирают ногами как бренное и суетное или ещё что благодаря этому их должны как членов совета отличать от других. Те знатные персоны. что вводят в свой герб Луну, которая означает возвышение, вероятно, изъяли её перед эпохой турок”.
Психология
- Женственность, коллективное бессознательное.
- Анима, женское пассивное материнское начало;
- потемки бессознательного;
- ошибки, допущенные до прихода к свету сознания (Солнце).
Ее неяркий свет является промежуточным между солнечным светом и мраком, между сознанием, разумом и ночным миром бессознательного.
В характерологии Луна управляет лимфатическим (флегматичным) темпераментом и эндодермической конституцией, отмеченными инстинктом самосохранения, осмотрительностью, врожденным эгоизмом, любовью к спокойной, простой жизни, отдыху.
- Новая луна — символ детства;
- Прибывающая — молодости, отрочества, универсальной и недифференцированной восприимчивости, которая все к себе привлекает, инфантильных побуждений, привязанности к матери, традиций; она соответствует экстравертиому типу.
- Полная луна соответствует зрелости, беременности, родам.
- Убывающая луна, левое полушарие освещенного светила, символизирует закат жизни и воплощает иитровертный тип, склонный к внутренней жизни, сну, предчувствиям, фантазии, коллективному бессознательному, в котором пульсируют архетипы человечества.
- Чёрная Луна (период в три или четыре дня, когда луна невидима) — символ недостижимого; могущественные психические силы, не поддающиеся контролю сознания. Уподобляется Лилит и Гекате — богиням ночи, (коварно) действующим в недрах бессознательного.
Другой существенный аспект касается связи Луны с ночью (материнской, окутывающей, бессознательной и противоречивой — защищающей и опасной. Вследствие бледности её света Луна связывается с воображением и фантазией как промежуточной “сферой между самоотречением духовной жизни и ярко горящим солнцем интуиции”.
Ad notanda
Шнайдер полагает, что прогрессирующее изменение формы Луны — от диска до тонкой нити света — породило мистическую теорию форм, влияние которой отразилось, например, на способах изготовления музыкальных инструментов.
Ряд исследователей (Stuchen, Hommel, Dornseif) доказали влияние меняющихся форм Луны на особенности еврейского и арабского алфавитов.
Черновые заметки.
Луна Камы управляет приливами, дождями, водами, наводнениями и временами года, а следовательно, и ходом жизни.
Из сравнения влажной и плодородной земли с материнским чревом произошел культ Mater Magna (матери-земли) в Египте и Халдее, который нашел своё выражение в прибывающей луне и принципе влаги.
В современной женской литературе большое внимание уделяется "лунной стороне" человека.
Элиаде ссылается на комментарий Гентца относительно того, что все дуализмы находят в фазах Луны если не историческое обоснование, то, по крайней мере, мифическую и символическую модель. "Ад - мир тьмы - изображается с помощью убывающего месяца (рог - соответствует одной четверти Луны; знак двойной спирали - двум четвертям Луны, обращенным в противоположные стороны; две четверти, наложенные одна на другую обратными сторонами - Луне на ущербе, которая представляется в виде дряхлого костлявого старика). Высший мир - мир жизни и рождающегося Солнца - символизирует тигр (чудовище тьмы и новолуния с человеческим ребенком, появляющимся из его пасти)"