I век
Овидий. Метаморфозы.
В "Метаморфозах" Овидия Геката упоминается в контексте истории о Медее, колдунье и внучке богини. Медея прибегает к алтарям Гекаты, чтобы провести магические ритуалы и заклинания. Геката, дочь титана Перса, ассоциируется с магией, колдовством и тайными знаниями, и её алтари находятся в укромных лесных рощах, что подчеркивает её связь с темными и таинственными аспектами природы. В рассказе Овидия Медея обращается к Гекате как к покровительнице ведьм и магии, чтобы получить силу и знания, необходимые для выполнения своих магических дел. Образ Гекаты в "Метаморфозах" подчеркивает её роль как могущественной и внушающей страх богини, чья помощь искали те, кто занимался магическими искусствами.
И святыней богини триликой,
95
Темной дубравою той, где ее божество почиталось,
Вечно всезрящим отцом своего нареченного тестя,
Благополучьем своим и деяньями всеми клянется.
Верила дева - тотчас получил он волшебные травы;
Как применить их, узнал и довольный домой возвратился.
…
Вышла Медея, одна, в распоясанном платье, босая,
Пышные волосы вдоль по плечам распустив без убора.
Шагом неверным, в немом молчании ночи глубокой,
185
Без провожатых идет. И люди, и звери, и птицы
Полный вкушают покой. Не шепчет кустарник, недвижим;
Леса безмолвна листва, туманный безмолвствует воздух.
Звезды мерцают одни. И она простерла к ним руки,
Трижды назад обернулась, воды зачерпнула в потоке
190
И омочила власы и трижды уста разрешила
Воем; потом, опершись коленом о твердую землю,
Молвила: "Ночь! Наперсница тайн, что луной золотою
Свету преемствуешь дня! Вы, звезды! Геката с главою
Троичной, ты, что ко мне сообщницей дела нисходишь
195
Мне помогать! Искусство волшбы и заклятия магов!
Ты, о Земля, что магам даешь трав знанье могучих,
Воздух и ветры, и вы, о озера и реки, и горы,
Вы все, боги лесов, все боги ночные, явитесь!
Вами, по воле моей, возвращаются реки к истокам
200
На удивленье брегам; заклинаньями я усмиряю
Бурного моря волну и волную безбурное море;
Ветры зову и гоню, облака навожу и свожу я;
Лопаться зевы у змей заставляю я словом заклятья;
Дикие камни, дубы, что исторгнуты с корнем из почвы,
205
Двигаю я и леса; велю - содрогаются горы,
И завывает земля, и выходят могильные тени.
Силой влеку и тебя, луна, хоть медью темесской*
Твой сокращаю ущерб. От заклятий моих колесница
Деда бледнее; мой яд бледнеть заставляет Аврору.
210
Вы мне и пламя быков притупили, изогнутым плугом
Вы пожелали сдавить их, груза не знавшую, выю;
В яростный бой меж собой вы бросили змеерожденных,
Стража, не знавшего сна, усыпили,- руно ж золотое,
Змея хитро обведя, переправили в гавани греков.
215
Ныне мне нужен состав, от которого стала бы старость
Вновь, освежившись, цвести и вернулись бы юные годы.
Вы не откажете мне. Не напрасно сверкали созвездья,
И не напрасно, хребтом влекома крылатых драконов,
Вот колесница летит".
…
Два алтаря сложила из дерна Медея,
Справа - Гекаты алтарь и жертвенник Юности - слева.
Дикой листвой оплела и ветвями священными оба.
Недалеко откидав из ям двух землю, свершает
Таинство; в горло овцы чернорунной вонзает Медея
245
Нож и кровью ее обливает широкие ямы,
Чистого чашу вина сверх крови она возливала,
Медную чашу брала, молока возливала парного;
Льются меж тем и слова,- богов призывает подземных,
Молит владыку теней с похищенной вместе супругой,
250
Чтоб не спешили отнять у тела дряхлого душу.
Милость обоих снискав молитвенным шепотом долгим,
Хилого старца она приказала из дома наружу
Вынести и, погрузив его в сон непробудный заклятьем,
Словно безжизненный труп на подстил травяной положила.
255
Вот приказала она отойти и Ясону и слугам,
Непосвященный их взор отвести повелела от тайны.
И удаляются все. Волоса распустивши, Медея
Рдеющих два алтаря обошла по обряду вакханок.
В черной крови намочив расщепленные факелы, держит
260
Их на обоих огнях и вершит очищение старца
Трижды огнем, и трижды водой, и серою трижды.
В медном котле между тем могучее средство вскипает
И подымается вверх и вздувшейся пеной белеет.
Варит и корни она, в гемонийском найденные доле,
265
И семена, и цветы, и горькие соки растений;
В них добавляет еще каменья с окраин Востока,
Чистый песок, что омыт при отливе водой океана,
Вот подливает росы, что ночью собрана лунной;
С мясом туда же кладет и поганые филина крылья,
270
Оборотня потроха, что волчий образ звериный
В вид изменяет людской; положила в варево также
И кинифийской змеи чешуйчатой тонкую кожу;
Печень оленя-самца; в состав опустила вдобавок
Голову с клювом кривым вековухи столетней - вороны.
I век
Лукиан. Фарсалия.
В "Фарсалии" (или "Гражданской войне"), эпической поэме римского поэта Лукиана, Геката упоминается в шестой книге, которая содержит одну из самых известных сцен — эпизод с колдовством Эрихто. Эрихто — это могущественная ведьма, которая призывает Гекату во время своих магических ритуалов. В этом эпизоде Лукиан описывает мрачные и мистические обряды Эрихто, в которых она обращается к Гекате как к богине, властвующей над духами умерших и подземным миром. Геката изображается как богиня с тремя формами или лицами, что отражает ее власть в небесах, на земле и в подземном мире. Эрихто использует свои заклинания, чтобы вызвать дух умершего и заставить его говорить, и в этом ритуале Геката выступает как посредница между мирами живых и мертвых. "Фарсалия" Лукиана известна своим реалистичным и часто жестоким изображением гражданской войны, а также своими мистическими и сверхъестественными элементами, в которых образ Гекаты подчеркивает темные и таинственные аспекты древнеримской религии и магии.
700 Ты, Персефона, для нас воплощение третье Гекаты,
Через которую я сношусь молчаливо с тенями!
…
735 Выкину вас из могил, все урны у вас отниму я!
Ты, что привыкла богам в обличии чуждом являться,
Ты, о Геката, узнай: тебя в тлеющем образе мертвых
Им покажу, запретив изменять твою адскую внешность!
Всем расскажу про тот пир, который под глыбы земные
740 Спрятал, Эннейка, тебя, и какой договор заставляет
Мрачное царство любить, за какую связь не желала
Дочку Церера вернуть.
I век
Тибул. Элегии.
В произведениях Тибулла Геката упоминается в контексте ее связи с магией и колдовством. В одном из стихотворений Тибулла есть упоминание о том, что некая женщина обладает смертоносными травами Медеи и полностью приручила диких псов Гекаты. Это отражает образ Гекаты как богини, связанной с магическими ритуалами и подземным миром, а также ее роль как покровительницы ведьм и колдунов.
Ей лишь одной вручены волшебные травы
Медеи, Ей лишь дано усмирить лютых Гекаты собак.
I-II век
Плутарх. Изречения царей и полководцев
Говорится о роли Гекаты как пограничного божества.
«Эпаминонд», 19
…ибо столбы Гекате ставились перед любыми воротами в том месте, откуда расходились дороги
II век
Павсаний. Описание Эллады.
В своем труде "Описание Эллады", Павсаний, древнегреческий географ и путешественник второго века нашей эры, упоминает Гекату в контексте религиозного культа и поклонения. Он описывает, что в Эгине особенно почитали Гекату и ежегодно отмечали таинственные ритуалы в ее честь, которые, по их словам, установил Орфей, мифический поэт и музыкант из Фракии. Павсаний также упоминает, что Геката была связана с мистическими обрядами и что ее культ включал в себя тайные церемонии, которые, возможно, были связаны с очищением и защитой. Эти ритуалы могли включать жертвоприношения и молитвы, направленные на получение благосклонности Гекаты и ее помощи в различных делах, особенно тех, которые связаны с переходными этапами жизни и перекрестками судьбы. Павсаний предоставляет ценную информацию о культе Гекаты в античной Греции, подчеркивая ее важность в религиозной жизни древних греков и ее роль как богини, чья мощь ощущалась как в повседневной жизни, так и в мистических практиках.
Книга 2 глава 22
По ту сторону храма Илитии находится храм Гекаты, со статуей работы Скопаса. Эта статуя — мраморная, а напротив ее медные статуи тоже Гекаты; одну из них сделал Поликлет, а другую брат Поликлета Навкид, <сын> Мофона
Книга 2 глава 30
Из богов эгинеты чтут больше всего Гекату и каждый год совершают таинства в честь Гекаты; они говорят, что эти таинства установил у них фракиец Орфей. Храм Гекаты находится внутри ограды. Деревянное ее изображение, работы Мирона, имеет одно лицо и одно тело. Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй; афиняне называют эту Гекату «Хранительницей крепости» (Эпипиргидия); она стоит у храма "Бескрылой победы"
II – III век
Антониан Либерал. Метаморфозы.
Здесь Геката упоминается в контексте различных мифологических преобразований. В одном из рассказов Геката проявляет сострадание к персонажу, чья внешность была изменена, и назначает этого персонажа своим священным слугой. В древнегреческой мифологии Геката часто ассоциировалась с переходными моментами и метаморфозами, и данный эпизод является примером такой роли.
XXIX. Галинфиада [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]
(1) У Прета в Фивах родилась дочь Галинфиада. Эта девушка была подругой в играх Алкмены, дочери Электриона. Когда же у Алкмены наступили роды Геракла, Мойры и Илифия, чтобы сделать приятное Гере, продлевали ее мучения. (2) Они сидели вокруг нее, обхватив ее руками, Галинфиада же, боясь, как бы Алкмена не обезумела от тяжких мук, прибежала к Мойрам и Илифии и возвестила, что по воле Зевса у Алкмены родился мальчик, а оказываемые им почести отменены. (3) При этом <известии> оцепенение напало на Мойр, и они тотчас отпустили руки, а Алкмена избавилась от мучений, и родился Геракл. Мойр же охватило горе, и за то, что, будучи смертной, Галинфиада обманула богов, они лишили ее женской природы, превратили ее в хитрую ласку и назначили ей жить в скрытных местах и вступать в неестественный союз: ибо потомство она зачинает через уши, а будучи беременной, изрыгает его горлом. (4) Геката сжалилась над ней, претерпевшей такое превращение, и сделала ее своей священной прислужницей. Геракл же, когда вырос, вспомнил об оказанной ею услуге, поставил статую Галинфиаде у своего дома и приносил ей жертвы. Этот священный обычай фиванцы хранят до сих пор и перед праздником Геракла первой приносят жертвы Галинфиаде.
II век
Халдейские оракулы
В "Халдейских оракулах" Геката представлена как божественное существо, которое связывает различные уровни космоса и служит посредником между божественным и материальным мирами. Она ассоциируется с душами, их восхождением и очищением, а также с магическими и теургическими ритуалами, которые позволяют душам взаимодействовать с божественными силами. Геката в этих текстах также описывается как "Мать всех", "Повелительница миров" и "Проводница душ", подчеркивая ее роль в мистическом процессе трансформации и просветления. Она может быть изображена как держащая ключи или факелы, символизирующие знание и просвещение, и как стоящая на перекрестках, что является метафорой выбора пути и духовного поиска.
32. Действенный дар жизненосного Пламени, что наполняет также Гекаты [таинственной] животворящее лоно... ...путами [внешними] сдержана, лишь прибывает многомогучего и плодоносного Пламени сила.
…
35. Неумолимые [в мире] отсюда явились перуны, лона, в себе заключившие вихри, в сияньи и блеске [горним] Отцом порожденной Гекаты и кругом лежащий пламени цвет, и могучий небес полыхающих выдох.
…
50. Отчие центр и средина доверены [власти] Гекаты.
51. Правая ведь сторона из частиц в пустоте производит каплю души порождающей, животворящую вкупе свет и огонь, и эфир, и само [бесконечное] небо.
52. В левом пределе Гекаты начало берет добродетель, коя в себе остается цела и невинность не бросит.
53. ...с замыслом Отчим в согласьи, [вот], я - душа - растекаюсь теплом, оживляя весь [космос]
…
220. Воли лишенного выслушай, [ты], кто нуждою связал [нас].
221. Неба всегда избегавшего жаждя смирить, для чего ты силой призвал ко мне [страшную] властью [своею] Гекату.
II – III век
Ипполит. Опровержение всех ересей
Это фрагмент описания ритуала, изначально призванный нести обличительный характер. Однако именно этот фрагмент, известный как Гекаст, является самым широкоизвестным заклинанием к Гекате, и, судя по некоторым параллелям, можно судить о его подлинности.
Книга 4. Фрагмент 35.
Приди, адская и земная Bombo (Геката), богиня широких дорог, перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх в смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна в тысяче видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение.
II – III век
Пистис София
Гностическая интерпретация образа Гекаты как одного из планетарных архонтов- — божественных сущностей или сил, которые в гностической космологии действуют как стражи или управляющие различными уровнями материального мира. Архонты часто рассматриваются как препятствия на пути души к освобождению и возвращению к божественному источнику.
Он продолжил и сказал: "Третий чин называется Геката Трехликая, но есть двадцать семь других Демонов под ее властью, и они суть те, кто входят в людей и вынуждают их на лживые обеты и обман и любовь к тому, что не (принадлежит) им. Души же, которые Геката, исторгнув, унесет, она предает своим Демонам, которые под ней, для того, чтобы они мучили их ее Темным Огнем и ее Злым Огнем, между тем они (души) будут изрядно теснимы демонами. И они пребывают сто пять лет и шесть месяцев, караемые ее злыми карами; они же начинают уничтожаться и гибнуть. И после этого, когда Сфера поворачивается и следует Малый Саваоф, Добрый, что от Середины, которого зовут в мире Зевсом, и он следует в Восьмой Эон Сферы, который называется Скорпионом, и когда следует Бубастис, которая зовется Афродитой, и она следует во Второй Эон Сферы, который зовется Тельцом, то раздвигаются Покровы между теми, что от Левой (Части), и теми, что от Правой (Части), и взирает из Вышины Зорокофора Мелхиседек, а мир и горы движутся, и Архонты трепещут, а он взирает на все Места Гекаты, поэтому ее Места растворяются и гибнут. И все души, пребывающие в наказаниях её, уносят и снова бросают в Сферу, потому что они были загублены в огне ее наказаний
II – V век
Греческие магические папирусы
В Греческих магических папирусах (PGM), которые представляют собой собрание древних магических текстов, Геката часто упоминается как могущественная богиня, связанная с магией, колдовством и подземным миром. Она почитается как защитница на перекрестках, месте, где сходятся различные пути и где магические ритуалы считаются особенно мощными. В папирусах содержатся различные заклинания, инвокации и ритуалы, в которых Геката призывается для помощи в магических действиях. Она может быть вызвана для защиты, любовной магии, прорицания, связи с духами и других целей. Геката часто упоминается вместе с другими божествами, такими как Гермес, и ее имена и эпитеты используются для усиления магических формул. Геката в этих текстах также ассоциируется с луной и ночью, что усиливает ее связь с тайными и оккультными аспектами мира. Она может быть изображена как трехглавая или трехформенная богиня, что символизирует ее власть над небом, землей и морем, а также над тремя путями на перекрестке.
PGM IV. Заклинание Медведицы
О Медведица, Медведица, ты властвуешь над небесами, над звездами и вселенной; ты вращаешь ось; силою и принужденьем ты правишь всем зданием мира! Я взываю к тебе, заклиная и умоляя: исполни то-то и то-то, ибо я могу воззвать к тебе священными именами, от коих возрадуется божество твое, именами, коим ты не сможешь не внять: Бримо, сокрушительница земли, лучшая из охотниц, Баубо, L …… I Aumor Amor Amor …… Iea оленеубийца Amam[amar] Aphrou …… Ма, царица вселенной, царица желаний, Амама, владелица мягкого ложа, Дарданская дева, всезрящая, ночная бегунья, побивающая мужей, усмиряющая мужей, призывающая мужей, побеждающая мужей, Лихрисса, Фаэсса, о воздушная, о сильная, о песня и танец, стражница, лазутчица, услада, защитница, алмаз, адамант, о Дамнаменейя Брексерикандара, всевышняя, Бычья, неизреченная, огненнотелая, светодающая, вооруженная острым оружьем! Исполни то-то и то-то!
PGM IV. Чары влечения
Для Мойр, Ананок-Неизбежных, злых Ворожб,
Для Мора, Зависти и мертвых, что погибли
Во цвете юных лет иль от руки убийцы,
Я угощенье шлю6. Триглавая, ночная,
О ты, нечистой пищей сытая, о Дева,
О Персефасса-Ключница, о Кора Тартара,
О ты, богиня грозноокая и страшная,
Дитя, обвитое пылающими змеями, —
Смотрите, этот муж остатки пищи собственной
Для вас приправил солью слёз и жалоб горестных,
Чтоб вы на зов его откликнулись, бессчастные
Герои, в этом месте скрытые безвыходно,
И помощь подали объятому страданием;
О вы, покинувшие свет для горшей участи,
Подайте помощь ныне сердцем сокрушенному
Из-за нее, жены бесчестной и бессовестной:
Теперь ее предайте мукам — и не медлите!
Эиут Абаот, псакерба, Арбатиао, лалаоит, иосахоту, аллалето.
И ты, о Госпожа, борфорофорба,
Сюнатракаби баубарабас энфнун, Морка, Эрешкигаль, небутосуалет,
Пошли своих Эриний, Оргогоргониотриан,
Ты, что огнем воспламеняешь души мертвых —
Бессчастных героинь, героев злополучных,
Что в мирровых гробах лежат на этом месте,
Сегодня, сей же час, — услышь, воспламени ее
И сей же ночью сладкий сон гони от вежд ее,
Кручину злую ей пошли, терзанья страшные,
Заставь ее за мной повсюду тенью следовать,
Чтоб покорялась мне она по доброй воле,
Покуда не исполнит все мои веленья.
О госпожа Геката,
Форба форбобар баро форфор форбаи,
О ты, хозяйка раздорожий, псица черная!Если будешь исполнять это на протяжении трех дней, но так и не добьешься желаемого, то воспользуйся таким способом принуждения: придя на то же самое место и исполнив все то же самое с кусочками хлеба, соверши воскурение на золе от сожженного льна навозом черной коровы, и скажи нижеследующее, и снова возьми грязь [с того места] и подбрось ее [в дом женщины], как тебе уже известно.
Вот слова, которые следует сказать при воскурении:
«О Гермес подземный, и Геката подземная, и Ахерон подземный, и пожиратели плоти подземные, и бог подземный, и герои подземные, и Амфиарай подземный, и слуги подземные, и духи подземные, и Недуги подземные, и Сны подземные, и Клятвы подземные, и Ариста подземная, и Тартар подземный, и Ворожбы подземные, Харон подземный, и спутники подземные, и мертвые, и демоны, и души всех людей; придите ныне, Мойры и Ананка, и дайте исполниться этим чарам влечения, чтобы такая-то, дочь такой-то, устремилась ко мне, такому-то, сыну такой-то, — [добавь имена] в обычных словах, — ибо я призываю:
О, перворόжденный Хаос, Эреб и стигийские воды,
Ужас родящие в сердце, и вы, о подземные реки,
Лета и заводь Аидова, темная Ахерусия,
Вы, о Геката, Плутон, Персефона и Гермий подземный,
Мойры, и Кары, и ты, Ахерон и Эак, о привратник
Вечных затворов Аида — скорей отвори их, не медли,
Ты, о хранитель ключей, ты, стоящий на страже, Анубис!
Мне в услужение тени умерших отправьте сейчас же!
PGM IV. Заклинание Селены-Гекаты как богини ущербной Луны
Привет тебе, священный свет, Тартародержица,
Разящая лучами! Заповедное
Сияние, всходящее из сумрака,
Внушающее помыслы неверные
Всем на погибель! Позову — услышь меня,
Внемли святым словам: ведь неизменно
Тебе Ананка грозная покорствует!
Тройные путы сбрось, приди, взъярись на этого:
Клотó тебе льняные нити выпрядет.
Склонись, благая, а не то сочту тебя
Врагинею, кулак твой мечедéржащий
Схвачу и приведу тебя в неистовство,
Собака, облик девы перенявшая!
Исполни дело волей иль неволею —
Ведь я постиг твой свет до самой малости,
И я — твой мистагог в обрядах благостных,
Свидетель твой и жрец, о дева чистая!
Что суждено, того нельзя избегнуть, —
Исполни дело волей иль неволею!
Тебя молю я силой этой ночи:
В ней угасает твой последний светоч,
В ней пес не затворит раскрытой пасти,
Отворены в ней Тартара засовы,
Ярится Кербер в ней перуноносный, —
Воздвигнись, Мена, солнечною пищей
Живущая, хранительница мертвых, —
Тебя молю, о Дева, свет нездешний,
Тебя молю, искусная, высокая, стремительная,
Увенчанная гребнем, обнажающая мечи, вдохновляющая мужей,
Целительная, промыслительная, преславная,
Подстрекающая, быстролетная, отважная, багряно-красная,
Сумрачная, Бримо, бессмертная, внимающая,
Персидская, живущая на пастбище, Алкиона, златовенчанная,
Почтенная, сияющая, морская, призрачная,
Та, что мерещится, двоякая, держащая ладью, бьющая без промаха,
Сама собой растущая, с повязкой на челе, мужественная, предводительница воинств,
Додонская, идейская, та, чья скорбь свежа, волчица,
Выставленная на позор, губительная, высочайшая, огненноокая,
Пронзительно визжащая, тасосская, Мена, последняя,
Держащая в объятиях лучи, спасительница, всеземная, собака,
Прядильщица судьбы, вседарующая, долговечная, славная,
Владычица, помощница, блистающая, широкоразящая,
Крепкая, святая, кроткая, несокрушимая,
Звонкоголосая, светлокудрая, цветущая, божественная,
Златоликая, радующая смертных, минойская, разрешающая от бремени,
Фиванская, терпеливая, лукавая, беззаконная,
Лучевласая, лучница, дева!
Я знаю, ты исполнена обманов
И страхи гонишь прочь. Как Старший Гермий,
Глава всех магов, я — отец Исиды.
Внимай мне:
Эо Форба Бримо Сахми небутосуалет, —
Ведь это символ твой. Твою сандалию
Я спрятал, и ключом твоим владею я,
Врата открыл тартародержцу Керберу,
И ночь до срока вверг во тьму безлунную:
Вращаю колесо, кимвал не трогая.
Любуйся же собой, богиня Нильская,
Гляди, пока, зерцалом зачарована,
Не изольешь из глаз сиянье черное!
Что суждено, того нельзя избегнуть, —
Исполни дело волей иль неволею,
Кобыла, Кора и змея, перун и факел,
звезда и лев, волчица, аэо ээ!
Мой символ — решето, орудье древнее,
Кусочек хлеба и коралл, кровь горлицы,
Верблюжее копыто, волос теличий,
И солнечный огонь, и семя Паново,
Подбел и бересклет, аканф, аронник,
Распластанное тело синей девы
И черной сфинги естество разверстое, —
Вот духа моего святые символы.
Все узы неизбежности расторгнутся,
И Гелиос на юге свет сокроет твой,
И Тефия твой мир затопит водами,
Эон трепещет, небо содрогается,
И Кроноса страшит твой ум окованный,
Гоня его в Аид теней надсмотрщиком.
Отбросят Мойры нить твою бескрайнюю,
Доколе чар моих стрелу крылатую
Не устремишь проворно к цели избранной.
Никак не избежишь ты рока слов моих,
Так не старайся — иль услышишь символы
С начала до конца и вспять до первого.
Исполнишь дело волей иль неволею,
Не то судьба сведет твой свет к ничтожеству!
Исполни, что велю, о дева Тартара!
Связую ось твою цепями Кроноса,
Большой твой палец сжав могучей силою:
Не раньше ночь уступит дню грядущему,
Чем ты мое исполнишь повеление!
Главе богов, Гермесу, обещала ты
Пособничать в обрядах, сродных этому,
И ты — в моих руках. Внимай же мне,
О зрящая и зримая: ты зришь меня,
А я — тебя, и называю символы:
Сандалья медная самой Тартародержицы,
Венок и ключ, змеиный жезл глашатая,
Железный круг волшбы и псица черная,
Трехскважинный замок, алтарь пылающий,
Тьма, бездна, пламя. О вождиня Тартара,
Страшащая Эриний, грозных демонов, —
Ты здесь? Пришла? Взъярись же, дева чистая,
На этого, богов небесных недруга,
Врага Осиру-Гелию с Исидою!
Срази его бедою, как велю тебе, —
Ведь мне известны, Кора, имена твои
Великие, благие и прекрасные,
От них сияет небо, а земля
Впивает росы и плодами полнится:
Растет и убывает вся вселенная.
PGM LXX. Заклинание Гекаты-Эрешкигаль
Если он (демон наказания) приближается, скажи ему: “я – Эрешигаль, тот, кто держит ее большие пальцы и ничто, никакое зло не сможет случиться с нею!”. Если, однако, он приблизился к вам близко, захватите свою правую пяту и скажите: “Эрешигаль, Девственница, Сука, Змея, Венок, Ключ, Палочка Геральда, Золотая Сандалия Леди Тартарос!” и вы предотвратите его. “ASKEI KATASKEI ERO'N OREO'N IO'R MEGA SAMNYE'R BAUI (3 раза) PHOBANTIA SEMNE', я был посвящен, я спускался в подземную палату Дактилей и видел вещи ниже их низа, Девственницу, Суку и все остальное!” Скажите это на перекрестке , обернитесь и бегите, потому что скоро Она появится в этом месте. Говорите это поздно вечером, изложите свое желание и получите ответ во сне; и, если вы напуганы увиденным до смерти, посейте в том месте семена сезама и это спасет вас.
Askei Kataskei Eron Oreon Ior Mega Samnyer Baui (3 раза) Phobantia Semne, я прошел посвящение, я спускался в [подземные] палаты дактилей и созерцал там, внизу, прочие вещи — деву, собаку и все остальное.
III век
Порфирий.
Порфирий не только утверждает превосходство Гекаты над другими богами, но и демонстрирует знакомство с «Халдейскими оракулами» и представленной в них божественной иерархией, согласно которой именно Геката есть источник душ и их добродетелей. Он ассоциирует Гекату с Луной и отражает практические аспекты ее Культа.
Но, с другой стороны, луна — это Геката, которая олицетворяет смену ее фаз и зависимость самой ее силы от фазы. Поэтому сила ее предстает в трех формах: как новорожденная луна она облачена в белые одежды и золотые сандалии и держит горящие факелы; корзина, которую она несет, округляясь и полнея, означает рост злаков, подвластный прибыванию ее света; полная же луна предстает как богиня в медных сандалиях.
Об Изваяниях
…
Из воска трех цветов — белого, черного и красного — лепят образ Гекаты с плетью, факелом и мечом, обвитый змеей по кругу.
…
…Ныне тебе покажу, как очистить мой образ:
Стана подобье из руты сплети и осыпь его щедро
Ящериц, в доме обычно снующих, толченою плотью,
С миррой, камедью и ладаном в ступе под небом открытым
Смешанной в свете луны обновленной со словом обета.
…
Ящериц столько возьми, сколь обличий я розных имею,
Точно и с тщанием это исполнив, устрой мне жилище —
Дом из древесных ветвей мне воздвигни, из дикого лавра.
После молитвы ко мне вознеси перед образом этим,
И не замедлю явиться тебе я в ночном сновиденье.
Схолии к «Кратилу» Платона
…той [чистой] сути, что превосходит прочие силы этого тройственного чина животворения, сообразна власть Гекаты; средней силе, порождающей монады, — власть души, а круговращению умных сил — власть Добродетели
О воздержании
Но Геката будет благосклоннее прочих, если призвать ее именами быка, пса и львицы…
…
…увенчав и украсив статуи Гермеса и Гекаты и другие священные образы, завещанные нам предками; а также почтил богов дарами, поднеся им ладан и священные лепешки
III век
Ликофрон. Александра
Здесь Геката упоминается в эпитетах «Бримо» («гневная» или «грозная») и «Триморфос» («трехтелая» или «имеющая три обличья»).
Настанет слава громкая: ведь Перса дочь,
Трехликая Бримо, тебя охранницей
Возьмет, чтоб воем по ночам людей страшить,
Которые не чтят несеньем факелов
И жертвами ее изображения
IV век
Император Юлиан («Отступник»). Из сочинений.
Упоминается жертвоприношение собак Гекате.
Конечно же, дражайший, приносим, такие жертвы имеют место в определенных священнодействиях, как и римляне приносят в жертву коней и многих других животных, и диких и домашних, и как греки и римляне приносят в жертву Гекате собаку.
IV век
Евсевий Кесарийский. Приготовление к Евангелию
Описание способа украшения изваяния Гекаты.
И о себе же самой так повелела Геката:
«Без промедленья исполни все это; воздвигни мой образ
В белых одеждах; укрась меня щедро дарами Деметры;
Златом сандалий одень мои стопы, а девственный пояс
Длинными змеями так перевей, чтобы, гладко сплетаясь,
Кольцами тело укрыли мое от главы до подножья.
Так изваяй меня, — молвила, — взяв для искусной работы
Камень паросский иль бивень слоновий, блестящий и гладкий».
IV – V век
Прокл Диадох. Гимн Гекате и Янусу
В этом гимне Геката почитается как богиня, обладающая мощными и очищающими способностями. Прокл обращается к ней как к защитнице, способной избавить душу от мирских страстей и очистить её с помощью своих вдохновляющих ритуалов. Геката в гимне Прокла, вероятно, представлена в свете неоплатонической философии, как божество, способное помочь в духовном восхождении и очищении души, а также как проводник, который может направлять душу через темные и запутанные аспекты материального мира. Гимн подчеркивает мистическую и духовную роль Гекаты, её связь с подземным миром и перекрестками, а также её способность помогать в переходе от тьмы к свету. Это отражение более широкого взгляда неоплатоников на роль богов как посредников между божественным и материальным мирами и как помощников в духовном развитии человека.
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!
Радуйся, сам Иан прародитель, Зевс негубимый!
Радуйся, вышний Зевс! О, даруйте мне полную блага
Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне
Свет драгоценный, рождений же чёрного зла да избегнуть!
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!
Радуйся, сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!
VI век
Иоанн Лид. О Месяцах
Геката упомянута в связи со стихиями, как четырехглавая хранительница четырех направлений. Здесь выражен ее аспект владычицы путей и перекрестков, но расширен до связи с элементами и сторонами света.
…Откуда они [т.е., халдеи] производят тайное учение о четырех стихиях и четвероглавой Гекате. Ибо голова огнедышащего коня обращена, несомненно, к сфере огня; голова быка, храпящего, как некий буйный дух, обращена к сфере воздуха; голова гидры, существа едкой и неустойчивой природы, обращена к сфере воды; голова же собаки, карающей и мстительной по природе своей, обращена к сфере земли.
X век
Суда
Это византийская энциклопедия. Здесь Геката упомянута в связи с местами ее почитания и жертвоприношением собак.
На Самофракии совершались обряды посвящения, даровавшие, как считалось, колдовскую защиту от неких опасностей. Там же проводились мистерии корибантов и Гекаты, и там же находилась зеринфская пещера, где ей приносили в жертву собак.
XI век
Пселл.
Пример гностического взгляда на Гекату.
Образец
Вокруг Гекаты — Истоки различных природ. Те Истоки, что у нее при поясе, ведут [все сущее] к исполнению цели, ибо Природа струится долу с плеч Гекаты; из тех же, что по бокам ее, правый — Исток душ, а левый — Исток добродетелей
Комментарий на халдейские оракулы
По определению халдеев, Геката занимает место посередине и служит центром все[й совокупности] сил. Справа от нее помещают Исток душ, а слева — Исток добродетелей, и говорят, что Исток душ охотно плодоносит, но Исток добродетелей заключен в пределах своей собственной субстанции, девствен и чист. Она черпает это неподвижное постоянство от неумолимых сил и украшена девственным поясом
XII век
Послание Михаила Италика
Здесь господствуют гностические взгляды на Гекату, которые уже существенно отошли от античных верований.
Гекату как богиню всех Мироводителей они [халдеи] воспевают как некую неизреченную силу. И воображают себе, будто она наполнила все сущее Умственным Светом.
…
Что если б я сказал о власах Гекаты, о ее висках, о боках ее и об Истоках вокруг ее головы и пояса? <…> Но я говорю об огнеобильном Истоке, о Змее, обвитой змеями; другие же, имея в виду ее обличье, зовут ее обвитой змеиными кольцами и, вдобавок к этому, держащей льва.