Астарта-Анат. Из книги "Иудейская богиня"

Большинство главных богов Древней Сирии, если судить по угаритским источникам, имели по два имени; одно собственно имя, другое — эпитет. Как мы видели выше, к Ашере Морской обращались так же, как к Элат, то есть Богине. Ее супруга, настоящее имя которого Отец Шунем, обычно называли Эль (то есть Бог), или Булл-Эль. Ашерова сына Хадда почти всегда звали Ваалом, или Господином. Божественного Мота также звали Любимым Газиром Эля. Еще одного бога звали то Йаммом (Море), то Судьей Нахаром (Река). Точно также дочь Ашеры, по-видимому, звалась или Анат, или Астарта (Ашторет).

Два имени божества — требование просодии классической семитской поэзии, любимый прием, из которого вышло повторение важного суждения, но другими словами. Чтобы выразить одно и то же двумя раз¬ными способами, используя параллельно два набора синонимов, семитский поэт должен был иметь по два имени для своих богов, которые по¬стоянно фигурировали в мифологических поэмах. Следующие примеры, взятые с угаритских табличек, иллюстрируют нашу мысль:

Потом прибыл гонец от Иамма,
Посланец Судьи Нахара...

Или:

Она прошла поле Эля и ступила
В шатер царя Отца Шунема.

Или:

И говорит Божественному Моту,
Заявляет Любимому Газиру Эля.

Или:

Он кричит Ашере и ее детям,
Он кричит Элат и ее потомству.

Таким же образом имена Анат и Астарта появляются параллельно, предполагается, что они принадлежат одной и той же богине:

Никто не сравнится красотой с Анат,
Кто прекраснее прекрасной Астарты?

Или в другом месте, где первая, основная, часть имени Анат допол¬няется соответствующим образом:

Своей правой рукой удерживает (Ана)т,
И левой рукой удерживает Ашторет1

Такие семитские стилевые ухищрения были потеряны у египтян, и мы читаем в священном папирусе XII в. до н. э., что Нейт Великая, мать бога, требует от Эннеады (девять великих богов), чтобы они обращались к Всемогущему, Быку в Гелиополисе: «Двойственный Сет в своем праве; дай ему Анат и Астарту, обеих своих дочерей... »   Из других египетских до¬кументов, часть которых относится к XIII в. до н. э., тоже ясно, что Анат и Астарта в египетской религии воспринимались как две отдельные богини войны. Во времена 18-й династии Астарта стала в Египте богиней лекарей, к которой обращались как к «Астар Сирийской». Рамзес III назы-вает Анат «своим щитом», Астартой. Обе, Анат и Астарта, так же как Кадеш — третья богиня в ханаанейско-сирийском пантеоне, носили еги¬петский титул Царицы Небесной. На египетской стеле, поставленной в Палестине (Ве1зап) в XII в. до н. э., изображено поклонение египтян богине «Анат, Царице Небесной, Госпоже богов». Из этих трех богинь, пожалуй, только Астарта была самой популярной в Египте; у нее были собственные священнослужители и пророки, как у Ашеры в Израиле. У моавитян имя Астарты появляется без женского окончания (Ashtar) и в сoединении с именем Шамаша на Моавитском камне около 830 г. до н. э.2 Вероятно, Астарта была супругой моавитянского бога Шамаша.

Ханаанейский город, называемый Аштарот, или Аштарту, в Васане упоминается в нескольких египетских документах начиная с XVIII в. до н. э., так же как в амарнских письмах, датируемых после XIV в.

В более поздний период Астарта становится главной богиней Сидона, заменив Ашеру. Неизвестно, когда это произошло, но к IV в. до н. э. это свершилось, как можно заключить из того факта, что в это время си донские цари были одновременно и священнослужителями Астарты, а их жены получали титул священнослужительницы Астарты. Однако изме¬нения не могли произойти намного раньше, потому что веком позже сидонский царь Ешмун'азар сообщает, что он и его мать построили храм  Астарты в Сидоне Приморском и Шамем-Аддирим — двух частях Библоса; другими словами, в его время культ Астарты все еще был популярен в Финикии. Надпись Ешмун'азара, содержащая те же подробности, также сообщает нам полное имя Астарты Сидонской: Аштарт-Шем-Ваал, то есть «Астарта именем Ваала», Астарта и Ешмун, «священный Царь, Господин Сидона», их называли «богами Сидона».  Имя «Ашторет именем Ваала» известно и к северу от Сидона примерно тысячью годами раньше. Вот так богиня, скорее всего Анат, называется в двух надписях на угаритских табличках.

Вот более или менее все, что нам известно об Астарте из ханаанейских и финикийских источников. Как мы увидим дальше, ханаанейский мифологический материал об Анат весьма богат.

 


1. Где с точки зрения вышеупомянутой просодии пропущенная часть имени должна быть упомянута как (Ана)т, а не (Ашторе)т, как выбрал Г. Гинзберг
2. Шамаш считался местной моавитянской модификацией божества, известного во многих культах как Ваал («Господин») или Молех(«Царь»), как свидетельствуется именем, которое моавитянский царь Меха дал одному из построенных городов; он назвал город Бет-Ваал-Меон, то есть «дом Ваала-Меоны». Не похоже, чтобы фанатичный поклонник Шамаша вроде Мехи назвал город, который он построил, именем другого бога.

<<Предыдущая глава Следущая глава>>
Назад к списку статей