Еврейская чертовщина (отрывок)

Меир Бадхен

Не следует в одиночку гулять по улицам в ночь на среду и в ночь на субботу, потому что в это время Аграт бат-Махлат выходит в сопровождении ста восьмидесяти тысяч ангелов гнева, и есть у нее право вредить людям.
Понятно, что перечисленные дни — это когда добрые люди сидят по домам. В субботу правоверные евреи празднуют святой день. Более того, автор Кольбо просто добавляет к указанному списку ночей «ночи на праздник». Что же касается ночи на среду, то во времена Талмуда это была самая безлюдная ночь недели — базары устраивали по понедельникам и четвергам. А значит, крестьяне со своим товаром отправлялись в города в ночи на понедельник и четверг. Если они задерживались в городе, то возвращались ночью на вторник и на пятницу. То есть в ночи на среду и субботу дороги пустеют.

Вообще, здесь есть интересное развитие темы в связи с «благословенными дождями». Талмуд задается вопросом: «Когда можно считать дождь благословенным?» И отвечает: «В сезон, если он идет в ночь на субботу и в ночь на среду». Опять понятно, что Талмуд подразумевает, что в эти ночи прохожих мало, и дожди никому не мешают, а только приносят пользу урожаю. Раши в этом месте неожиданно считает необходимым объяснить причину малого количества странников в ночи на среду не тем, что в это время нет нужды куда-то идти, а именно тем, что в эти дни все сидят по домам, опасаясь Аграт бат-Махлат и ее свиты.

История о ночных выходах Аграт бат-Махлат имеет развитие.-

«Вначале она имела право выхода во всякое время, но однажды встретилась с рабби Ханиной бен-Доса. Сказала она ему:
— Если бы всякий день о тебе не провозглашали на Небесах: "Берегитесь Ханины и его познаний!" — я бы тебе устроила такое!..
Ответил ей:
— Если я столь значителен для Небес, то я постановлю, что ты больше не имеешь права появляться на земле!
— Оставь мне хоть что-нибудь, — взмолилась Аграт.
И он оставил ей ночи суббот и ночи на среду.
И в другой раз она встретилась с Абайей. Сказала она ему:
— Если бы всякий день о тебе не провозглашали на Небесах: "Берегитесь Нахмани16 и его познаний!" — я бы тебе устроила такое!..
Ответил ей:
— Если я столь значителен для Небес, то я постановлю, что ты больше не имеешь права появляться на земле!
Как-то увидел он ее. Спросил:
— По какому такому праву?
На это она ответила:
— Мы же на садовой тропинке. Почему, ты думаешь, кони убежали?»

Что касается лошадей, то, как всем известно, животные чувствуют приближение такого рода существ, а потому кони убежали подальше. Последнее же замечание Аграт бат-Махлат на первый взгляд означает, что, по ее мнению, она сохранила право прохода по безлюдным местам (садовым тропинкам) даже после постановле¬ний р. Ханины и Абайе. Например, Раши, когда обсуж¬дает опасность ходить по ночам субботы и среды, утверждает, что несмотря на то, что Аграт бат-Махлат после постановлений р. Ханины и Абайе по населенным местам больше не ходит, духи покойных все же в эти ночи выходят, а потому опасаться их следует. Правда, он добавляет, что в Субботу само соблюдение святого субботнего дня уберегает от них. Вообще-то эта позиция характерна — в городах чаще всего чертей не опасаются. Некоторые комментаторы, кажется, исходят из того, что вторая встреча Аграт бат-Махлат с Абайе доказывает, что она его не особо послушалась, а просто старалась не попадаться ему на глаза. Поэтому многие сохраняют предупреждение об опасности ночей на среду и субботу. Другие же пытаются успокоить публику, говоря: «Вот видите, Абайе же запретил Аграт Бат-Махлат вообще появляться на земле».
Вообще, происхождение Аграт бат-Махлат как-то в древних источниках полностью скрыто. Единственный источник приведен в книге Кетем Паз и там говорится:

«В древности в Египте жил один человек, большой знаток всего, что касается колдовства. Как-то в пустыне он наткнулся на пещеру, а в ней лежала древняя книжка, в которой было приведено множество колдовских рецептов. И стал он их изучать, и стал вести себя в соответствии с этими рецептами, так что стал величайшим колдуном на всей земле, даже ни один египетский колдун не мог с ним сравниться. А у него была дочь, которую он обучил всем колдовским наукам. Когда сын Авраама Ишмаэль стал жить в пустыне Паран, то мать нашла ему жену египтянку. Вот этой египтянкой и была та самая колдунья, дочь колдуна. Она соблазнила Ишмаэля на всяческие штучки, и ввела его в заблуждение, пока к ним в гости не приехал Авраам и не уговорил Ишмаэля расстаться с ней. Будучи беременной, она ушла в пустыню и родила пре¬красную женщину. Не было красавицы подобной ей. А той частью пустыни владел черт по имени Игертиэль. Влюбился он в нее, и от той любви родилась дочь, в честь отца названная Аграт. Это и есть Аграт бат-Махлат, дочь Ишмаэля, которая передвигается в сопровождении свиты в сто восемьдесят тысяч ангелов гнева.»17

Аграт бат-Махлат также связана с соблазнами. Правда, есть тонкая разница между ней и двумя другими. Лилит и Наама приходят к людям сами, чтобы соблазнить их. В этом их сущность. Аграт бат-Махлат никого соблазнить не пытается, а появляется только в случаях не совсем правильного поведения людей в сексуальной сфере. Иными словами, она прихватывает се¬бе результат осознанного преступления. Например, семя, пролившееся в результате онанизма. Собственно, ее свита частично состоит из существ, созданных в результате таких действий. Частично же ей придаются ангелы гнева, ниспосылаемые Всевышним в случаях, когда дело идет о разрушении и уничтожении.

Что до самой Махлат, то здесь трудно что-то сказать, потому что про нее известно мало.

 


16. Абайе — это прозвище. На самом деле его звали Нахмани, в честь деда
17. Кетем Паз р. Шимон Лави из Туниса, том 2, лист 1606. Вначале он долго объясняет, почему Наама удостоилась упоминания в Торе, ведь в Торе не принято упоминать женщин, которые не играют некую роль в самом библейском рассказе. Отдельная благодарность Р. Марголису, который в книге «Имена ангелов» приводит эту ссылку.

<<Предыдущая глава
Назад к списку статей