- Глава 1. На перепутье трех дорог
- Глава 2. Служители богини
- Глава 3. Священный Элевсин
- Глава 4. Образы Гекаты
- Глава 5. Voces Magicae
- Глава 6. Заклинания и амулеты из «Греческих магических папирусов»
- Глава 7. Любовные чары
- Глава 8. Дефиксионы.
- Глава 9. Броня Гекаты
- Глава 10. Фрагменты посвятительных мистерий
- Глава 11. Травы и яды
Заклинания, чары и амулеты пользовались большой популярностью в древнем мире. Как сами амулеты, так и инструкции по их изготовлению и применению помогают составить достаточно подробное представление об античной магии и об отдельных божествах и духовных сущностях, упоминающихся в тех или иных заклинаниях.
Изображение Гекаты, как правило, трехликой или трехтелой, встречается на многих резных геммах и прочих амулетах в сочетании с иудейскими божественными именами. Один из самых впечатляющих бронзовых амулетов Гекаты был найден в Остии (Италия): на одной его стороне изображена эта богиня с факелами, кинжалами и бичами, а на другой — царь Соломон, призывающий демонов.
В «Греческих магических папирусах» Геката упоминается чаще всех прочих богинь. Иногда ее имя соседствует с именами богинь, сливавшихся с ней в единое синкретическое божество, — таких, как Селена, Артемида, Персефона и Эрешкигаль. К упоминаниям Гекаты в «Греческих магических папирусах» мы будем обращаться по мере необходимости на протяжении всей книги, но в этой главе разберем два примера подробно, чтобы читатель получил представление о масштабах влияния, приписывавшегося этой богине.
Перечень заклинаний из «Греческих магических папирусов»
Для читателей, которые пожелают самостоятельно изучить упоминания о Гекате в «Греческих магических папирусах», приведем перечень всех магических операций, в которых фигурирует ее имя. В этот список включены также примеры свинцовых табличек с заклинаниями, упоминающими Гекату.
Папирус | Цель операции | Другие божества, упомянутые в тексте | Примечания |
---|---|---|---|
PGM III.1—64 | Лишить сил возницу на колесничных бегах (при помощи духа кошки, убитой ритуальным способом) |
Гермес и составное божество Гермеката |
Это заклинание сродни дефиксиону; в нем используются свинцовые пластины |
PGM IV.1390—1495 | Чары, призванные пробудить любовное влечение к оператору (при помощи духов героев, гладиаторов или иных людей, погибших насильственной смертью) |
Анубис, Эрешкигаль, Гермес, Исида, Персефона, Плутон, Зевс |
Также используются древнееврейские божественные имена |
PGM IV.2006—2125 | Чары, помогающие оператору обрести желаемый объект (применение не ограничивается любовной или сексуальной сферой) |
Осирис |
Изображение трехтелой Гекаты с коровой, девой и песьими головами |
PGM IV.2241—2358 | Чары ущербной луны | Гермес, Мена, архангел Михаэль, Осирис, Персефона (Кора) | Присутствует длинная последовательность voces magicae |
PGM IV.2441—2621 | Чары, пробуждающие влечение, насылающие болезни и смерть, посылающие сновидения божественные откровения | Афродита, Артемида, Эрешкигаль, Гермес, Персефона, Селена | Три отдельных принуждающих заклинания с voces magicae |
PGM IV.2622—2707 | Чары, пробуждающие влечение, посылающие сновидения, причиняющие болезнь, устраняющие врагов и дарующие защиту | Селена | Резное изображение Гекаты на магнетитовом сердце |
PGM IV.2708—2784 | Любовные чары, пробуждающие влечение к оператору | Артемида, Эрешкигаль, Персефона (Кора), Селена | Подношение в глиняной жаровне на крыше высокого дома в 13-й или 14-й день лунного месяца |
PGM IV.2785—2890 | Молитва Селене для любой магической операции | Артемида, Мена, Персефона, Селена | Амулет из магнита с изображением трехтелой Гекаты с псом, рогатой девой и козлиными головами |
PGM IV.2943—2966 | Любовные чары для пробуждения влечения наяву | Изготовить фигурку собаки с глазами нетопыря и оставить на перекрестке дорог | |
PGM VII.686—702 | Заклинание Медведицы | Артемида | Используется пять эфесских письмен |
PGM VII.756—794 | Молитва | Мена | Содержит перечень знаков и символов |
PGM VII.862—918 | Лунные чары Клавдиана | Эрешкигаль, Селена | Используются имена двенадцати ангелов часов |
PGM XXXVI.187—210 | Любовные чары для пробуждения влечения | Используются еврейские божественные имена и квадрат с греческими гласными | |
PGM LXX.4—25 | Чары Гекаты Эрешкигаль против страха перед наказанием | Эрешкигаль | Используются первые два из эфесских письмен |
PGM CXIV.1—14 | Чары против эпилепсии | Сохранились лишь во фрагментах | |
PGM CXXIII.a—f | Целебные чары | Тот (псоглавый павиан) | Используются еврейские божественные имена и имена ангелов |
Фаласарна (Крит), ок. IV в. до н.э. | Защитные чары | Аполлон, Геракл, Ника, Зевс | Сохранились лишь во фрагментах; используются эфесские письмена |
Египет, ок. II—III вв. н.э. («Supplementum Magicum», 49) | Любовные чары | Эон, Афродита, Артемида, Никта, Эреб, Персефона | Сохранились лишь во фрагментах; включают перечень знаков и символов |
Символы из «Греческих магических папирусов»
В нескольких заклинаниях из «Греческих магических папирусов» приводятся перечни знаков и символов для воззвания к Гекате. Ниже приводится таблица, на основании которой можно сделать выводы о том, насколько часто использовались подобные символы. В таблицу включены также символы и знаки из магического папируса того же периода, входящего в «Supplementum Magicum», 49.
Таблица символов, используемых в чарах и заклинаниях, связанных с Гекатой
Символический предмет | PGM IV.2334—2338 | PGM VII.780—785 | PGM LXX.4—25 | «Supplementum Magicum», 49 |
---|---|---|---|---|
Дева | X | X | ||
Черный пес | X | X | X | X |
Змея | X | X | ||
Гирлянда или венок | X | X | ||
Ключ | X | X | X | X |
Жезл, жезл вестника | X | X | X | X |
Золотая сандалия | X | X | ||
Бронзовая сандалия | X | X |
«Заклинание Медведицы»
Тон этого заклинания напоминает о роли Гекаты в «Халдейских оракулах», где она предстает как Мировая Душа и исполнительница божественных велений. «Заклинание Медведицы» обращено одновременно и к Гекате, и к Артемиде. В нем обнаруживается много эпитетов Артемиды, таких как «лучшая из охотниц», «оленеубийца», «Бычья». Однако присутствуют и имена Бримо и Баубо, связанные с Гекатой, а также эпитет «сокрушительница земли», напоминающий один из титулов Гекаты — Nexichton («раскалывающая землю»), и одно из эфесских письмен — Damnameneia:
О Медведица, Медведица, ты властвуешь над небесами, над звездами и вселенной; ты вращаешь ось; силою и принужденьем ты правишь всем зданием мира! Я взываю к тебе, заклиная и умоляя: исполни то-то и то-то, ибо я могу воззвать к тебе священными именами, от коих возрадуется божество твое, именами, коим ты не сможешь не внять: Бримо, сокрушительница земли, лучшая из охотниц, Баубо, L …… I Aumor Amor Amor …… Iea оленеубийца Amam[amar] Aphrou …… Ма, царица вселенной, царица желаний, Амама, владелица мягкого ложа, Дарданская дева, всезрящая, ночная бегунья, побивающая мужей, усмиряющая мужей, призывающая мужей, побеждающая мужей, Лихрисса, Фаэсса, о воздушная, о сильная, о песня и танец, стражница, лазутчица, услада, защитница, алмаз, адамант, о Дамнаменейя Брексерикандара, всевышняя, Бычья, неизреченная, огненнотелая, светодающая, вооруженная острым оружьем! Исполни то-то и то-то!
Чары Гекаты Эрешкигаль
Эти чары предназначены для трех различных целей: 1) для защиты в подземном мире, 2) для получения ответа на вопрос во сне и 3) для того, чтобы наслать на другого человека бессонницу. Стоит отметить, что первая последовательность voces magicae в этих заклинаниях начинается с первых двух эфесских письмен.
Сами заклинания открываются заявлением о том, что они не могут причинить никакого вреда оператору, который отождествляется с Эрешкигаль (и, следовательно, символически приобретает женский пол) и, в то же время, держит ее за большие пальцы. Последний жест в античности носил апотропеический (отвращающий зло) характер.
Затем оператору дается совет: если к нему приблизится враждебное существо (то есть, рассуждая логически, кто-то из обитателей подземного мира), то следует взяться за правую пятку (еще один апотропеический жест) и зачитать перечень символов Гекаты, который отгонит злого духа. В перечень входят имя Эрешкигаль, дева, собака, змея, венок, ключ, жезл вестника и золотая сандалия Владычицы Тартара (см. выше таблицу для сравнения с другими подобными списками).
После этого оператор произносит последовательность voces magicae и, сделав нижеследующее заявление на перекрестке, поворачивается и бежит прочь (стандартная практика на тот случай, если вы просите Гекату о помощи, но не желаете встречаться к ней лицом к лицу):
Askei Kataskei Eron Oreon Ior Mega Samnyer Baui (3 раза) Phobantia Semne, я прошел посвящение, я спускался в [подземные] палаты дактилей и созерцал там, внизу, прочие вещи — деву, собаку и все остальное.
Если произнести это заклинание поздно ночью, то во сне придет ответ на заданный вопрос. Если же человеку грозит скорая смерть, то его можно спасти, прочитав этот текст и одновременно разбрасывая кунжутные семена. В заключительную часть заклинания входит еще одна последовательность voces magicae:
Phorba, Phorba, Brimo Azziebya.
Далее оператору предписывается испечь лепешку из отрубей наилучшего сорта, сандалового дерева и острого уксуса. На этой лепешке следует вырезать имя человека и обращенную к богине просьбу лишить его сна.