- Глава 1. На перепутье трех дорог
- Глава 2. Служители богини
- Глава 3. Священный Элевсин
- Глава 4. Образы Гекаты
- Глава 5. Voces Magicae
- Глава 6. Заклинания и амулеты из «Греческих магических папирусов»
- Глава 7. Любовные чары
- Глава 8. Дефиксионы.
- Глава 9. Броня Гекаты
- Глава 10. Фрагменты посвятительных мистерий
- Глава 11. Травы и яды
Связывающие заклинания, известные под названием «дефиксионы», использовались с V века до н.э. и по меньшей мере до IV века н.э. или даже позднее. Этот термин происходит от латинского слова «defigo», означающего «закреплять», «прикреплять», «прибивать гвоздями» и т.п. В дефиксионах призывают на помощь только хтонических божеств, таких как Геката, Гермес, Гея, Персефона и Аид.
Обычно дефиксионы записывали на свинцовой пластинке, складывали и протыкали одним или несколькими бронзовыми или железными гвоздями. Затем их, как правило, помещали в могилу человека, умершего внезапной смертью, или оставляли в святилищах хтонических богов, а в более поздний период бросали в источники, ручьи и другие водоемы. Связь Гекаты с безвременно умершими (которые, согласно поверьям, нередко оставались привязанными к земному миру и превращались в привидения), а также с бронзой, считавшейся ее священным металлом, подчеркивает важную роль, которую она играла в магии дефиксионов.
В ассоциации между дефиксионами и телами умерших нашла продолжение египетская практика «писем умершим», существовавшая уже в 3100 году до н.э. Тематически эти «письма» во многом схожи с дефиксионами; и те, и другие нередко касаются любовных или юридических вопросов. Древние египтяне верили, что мертвые превосходят живых в магической силе и что живые могут призвать их на помощь. Самыми полезными помощниками считались те, кто умер в молодости или насильственной смертью, и эти представления в полной мере сохранились в греческой магии.
В «Греческих магических папирусах» приводятся подробные указания по созданию дефиксионов. Это довольно поздние тексты, записанные только в III—IV веках н.э., но принципы данной разновидности магии изложены в них очень четко (PGM V.304—337). Судя по всему, описанные здесь техники сохранялись в неизменности на протяжении нескольких веков, не считая того, что предпочтительной основой для записи проклятий со временем стали свинцовые пластины.
Правила изготовления и использования дефиксионов достаточно просты, и в этом может заключаться одна из причин популярности данного метода. Основой служил листочек металла или кусок папируса. Если использовали свинцовую пластинку, то текст записывали на ней стилом, обычно бронзовым. Затем пластинку складывали пополам и протыкали насквозь бронзовым или железным гвоздем.
Если за основу брали папирус, то на него клали железное кольцо и обводили мирровыми чернилами внутри и снаружи, чтобы получить две концентрические окружности. Затем между этими окружностями вписывали слова и, при необходимости, магические знаки, после чего кольцо снова на то же место, оборачивали папирусом и в центр его вонзали писчее перо или гвоздь, протыкая папирус насквозь.
Готовый дефиксион либо зарывали в могилу человека, умершего безвременной смертью (так сказать, беспокойного покойника), либо бросали в воду — источник, озеро и т.п. И в том, и другом случае считалось, что дефиксион переходит в царство мертвых, в подземный мир, где хтонические божества, такие как Геката или подвластные ей духи и демоны, могут выполнить изложенную в тексте просьбу.
Дефиксионы можно разделить на четыре категории: собственно, связывающие заклинания, молитвы, пожелания и формулы, основанные на аналогии. Нас интересуют только последние, потому что именно они связаны с Гекатой. Такие тексты обращены к богам или демонам с просьбами наподобие «свяжи такого-то!» Как уже отмечалось, основными божествами, к которым взывали создатели дефиксионов, были Геката, Гермес, Гея, Персефона и Аид.
Сами проклятия, встречающиеся в текстах дефиксионов, можно подразделить на пять групп: 1) «связывание» соперника, с которым автор проклятия конкурировал на спортивной арене или на театральных подмостках; 2) «связывание» колесничих или гладиаторов (со II века н.э.), 3) соперников в любви, 4) объектов любви и 5) противников в суде. Последняя категория была одной из самых популярных, и многие заклинания этой группы обращены именно к Гекате. «Связывали» не только непосредственного противника, но и всех его защитников и свидетелей, выступавших на его стороне. Нередко в таких дефиксионах (как, например, в дорическом конца V — начала IV вв. до н.э.) взывали к божественной паре: Гекате Хтонии и Гермесу Хтонию.
В отдельных редких случаях к Гекате обращались описательно, не называя ее имени. Так, аттический любовный дефиксион IV века до н.э., найденный в захоронении, начинается со слов: «Я связываю Феодору перед лицом той, что идет рука об руку с Персефоной, и перед лицом тех, кто не сочетался браком». Здесь Геката предстает в своей ипостаси Прополы — спутницы Персефоны в ее путешествиях в подземный мир и обратно.
Иногда единственным мотивом для изготовления дефиксиона становилась зависть к богатству или высокому общественному положению объекта колдовства. Один из примеров — пластинка, найденная в аттическом захоронении III века до н.э. Она интересна тем, что в ней использована формула, встречающаяся еще в «Теогонии» Гесиода и в восьмой песни «Илиады», — формула связывания жертвы в «сумрачном Тартаре»:
Я свяжу Сосиклею и все ее имущество, и великую славу, и удачу, и ум. Да станет она ненавистна друзьям. Я свяжу ее узами мук в сумрачном Тартаре с помощью Гекаты Хтонии.
Нестандартный дефиксион I века н.э. был найден в источнике на афинской Агоре. Необычен он, в частности, своим тоном: заказчик или создатель дефиксиона делает исключения из проклятия для невольных помощников того, против кого оно направлено. Уникально также сопутствующее тексту изображение, которое археологи первоначально описали как «летучую мышь с распростертыми крыльями». Впоследствии, однако, этот образ отождествили с шестирукой Гекатой — и действительно, на изображении отчетливо видны три головы и факелы в верхней паре рук, а нижняя пара напоминает змей. Колесо и восьмилучевый символ, присутствующие на этом дефиксионе, обнаруживаются также на бронзовом амулете тройственной Гекаты, найденном в Остии (Италия), на обороте которого изображен царь Соломон, вызывающий демонов.
В этом пространном афинском дефиксионе Геката фигурирует под многими эпитетами: Хтония, Триодита, трехликая, единоликая, небесная. К ней обращаются с просьбой выкосить их (т.е. преступников), как траву, своим бронзовым серпом. В еще более позднем, александрийском дефиксионе, датируемом III веком н.э., Геката снова выступает в связи с другими хтоническими божествами — Гермесом, Плутоном и Корой (отождествленной здесь с вавилонской Эрешкигаль). Этот дефиксион сохранился не полностью, но, по всей видимости, представлял собой связывающее заклинание, обращенное неким мужчиной к своему любовнику. Главное место в заклинании отводится Гекате; кроме того, в этом тексте содержится много voces magicae. Так, в одном из разделов говорится:
Призываю тебя, госпожа надо всеми людьми, всеужасная, восстающая из-под земли, ты, собирающая члены Мелиуха72 и самого Мелиуха , Эрешкигаль Neboutosoualeth Erebenne Arkuia Nekui Геката, истинная Геката, приди и исполни для меня это деяние!
Дефиксион из Малой Азии снова связывает Гекату в ипостаси Баубо с другими божествами, прежде всего — Артемидой и Эрешкигаль. Он любопытен тем, что в нем также упоминаются ангелы:
Орфо (Артемида), Баубо (Геката), <…> Эрешкигаль, <…> все державные боги и ангелы, свяжите своими чарами всех, о ком написано здесь.
Подобия дефиксионов — проклятия и связывающие заклинания на свинцовых пластинах — не утратили популярности вплоть до эпохи Возрождения и даже позднее. Так, известны относящиеся к XVII веку заклинания на свинцовых листках, обращенные к демонам и призванные заставить вора вернуть украденное.
72. Имя «Мелиух» (Meliouchos) упоминается во многих греческих магических папирусах. Возможно, это одно из имен египетского бога Осириса.. — Примеч. перев.