ГЕКАТА. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИК

Станислава Войцеховская

Из сохранившихся античных источников самым древним, имеющим описание богини Гекаты, является «Теогония » Гесиода, датируемая VII веком до н.э.:

« Гекату, - ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги»

Далее этот отрывок «Теогонии» будет цитироваться более полно в рамках рассмотрения распространения власти Гекаты на все уровни мироздания.

Гекате приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории, а также на военных играх, предварявших элевсинские мистерии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния найдены по всей Греции. Павсаний (Описание Эллады 11. 30, 2) пишет:

«Из богов эгинеты чтут больше всего Гекату и каждый год совершают таинства в честь Гекаты; они говорят, что эти таинства установил у них фракиец Орфей. Храм Гекаты находится внутри ограды. Деревянное ее изображение, работы Мирона, имеет одно лицо и одно тело. Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй; афиняне называют эту Гекату Эпипиргидией (Хранительницей крепости); она стоит у храма Ники Аптерос (Бескрылой победы)»

В романе Апулея «Метаморфозы» главный герой, Люций, превращенный в осла, обращается к Исиде с молитвой, в которой отождествляет египетскую богиню с рядом божеств греко-римского пантеона. Среди прочих фигурирует и Геката:

«Царица небеси! Цepepa ли ты, исконная мать кормилица плодов, которая, обрадованная нахождением дочери, отвергнув прежний корм, приличный только животным - желуди - и указав приятную пищу, возделываешь теперь елевсинскую почву! Или ты, небесная Венера,которая с изначала разнородные полы производительной любовию сочетала и, распространив вечное потомство рода человеческого, принимаешь теперь поклонение в обтекаемом морем святилище Пафоса!

- Или ты сестра Феба, которая, смягчив роды нежными лекарствами, воспитала столь многочисленные народы и почитаешься теперь в преславном ефесском святилище! - или ты Прозерпина, внушающая ужас ночными завываниями, удерживающая натиск привидений своим тройственным лицом и заключающая запоры земли. Вселяясь в различные рощи, ты принимаешь умилостивления различным богослужением .... Святая и вечная спасительница рода человеческого, всегда щедрая благодетельница смертных, ты оказываешь нежную любовь матери бедствиям несчастных. Ни день, ни час, ни мгновение не бывает лишено твоих благодеяний; ты покровительствуешь людям на суше и на море, и отстраняя жизненные бури, простираешь спасительную десницу, которой распутываешь нити, безнадежно спутанные судьбой; ты смягчаешь бедствия Фортуны и препятствуешь вредному движению звезд; тебя почитают вышние, уважают подземные; ты вращаешь вселенную, освещаешь солнце, управляешь миром, попираешь Тартар. Тебе отвечают светила, возвращаются времена, радуются божества, служат стихии. Твоей волею дышат огни, питаются тучи, рождаются семена, возрастают зародыши. Твоему величеству ужасаются птицы, летящие по воздуху; дикие звери, блуждающие по горам; змеи, скрывающиеся на земле; чудовища, плавающие по морю».

Последние строки соотносятся со сферами влияния Гекаты, описанными в Теогонии (небо, земля и море). Слова «управляешь миром, попираешь Тартар» соответствуют эпитетам ταρταροῦχε - Тартароухэ - «Повелительница Тартара», «Управительница Тартара». «Святая и вечная спасительница рода человеческого» - с σώτειρα - Comeupa - «Спасительница», более того, на карийской серебряной монете 1 века н . э. на аверсе Геката изображена с подписью «Гекате, защитнице человека».(XI, 2 и 25).

Стратоникея (Στρατονίκεια), Кария. Гемидрахма (AR 15mm, 1.43g), ок. 41-68гг.
Av: голова Гекаты в лавровом венке, над головой — полумесяц; ЄΚΑΤΑΙΟC CѠC ΑΝΔΡΟΥ (Ἑκαταῖος σῶς ἀνδρόυ — «Гекате, защитнице человека»).
Rv: в квадратном поле крылатая Ника с пальмовой ветвью и лавровым венком; CΤΡΑΤΟΝΙΚЄѠΝ

Также Геката Спасительница изображена на фригийской монете III века н.э.:

Септимий Север (Lucius Septimius Severus, 193-211). Апамея, Фригия. Æ 15mm (2.41g).
Av: бюст богини Тюхе в башенной короне; AΠAMЄIA
Rv: триморфная Геката; CΩTЄIPA

Образ Гекаты отражен также на других античных монетах:

Юлия Мамея (Julia Mamaea Augusta, 222-235). Томы, Нижняя Мезия. Æ 24mm (10.56g).
Av: бюст Юлии Мамеи; IOYΛIA MAMAIA AYГ
Rv: бюст Гекаты (triform) на колонне, в руках — змеи, ножи и факелы; MHTPOПONTOY TOMEΩC / Γ (denomination).

Ответ Исиды в «Метаморфозах» звучит следующим образом: « Вот я пред тобою ... твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная.Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики - Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки - Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы - С тигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней богиней, одни - Юноной, другие - Беллоной, те - Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем - царственной Исидой».

Строку «называя настоящим моим именем - царственной Исидой» можно трактовать как указание на нетождественность Исиды Гекате и заблуждение тех, кто использует это имя, а не на вторичность Гекаты по отношению к Исиде. Однако интересно проследить общее у этих богинь, так как они ассоциируются друг с другом не только у Апулея. Греки соотносили Исиду с Гекатой и Кибелой, иногда также с Афродитой и Деметрой, кроме этого, они называли Исиду «тысячеликой» и «многоименной», что очень похоже на эпитеты Гекаты πολυώνυμε - Полюонимэ - «Многоименная» и «Многообразная», который фигурирует в «Философумене»2.

В том же самом отрывке можно найти и соотнесение с Персефоной/Прозерпиной: «Прозерпина, внушающая ужас ночными завываниями, удерживающая натиск привидений своим тройственным лицом». Кроме Апулея, из римких авторов Марк Анней Лукан в поэме «Фарсалия, или о гражданской войне» (1 век н.э.) также упоминает Гекату как Персефону в отрывке, где описано оживление мертвеца3:

«Persephone, nostraeque Hecates pars ultima, per quam
manibus et mihi sunt tacitae commercia linguae,
ianitor et sedis laxae, qui viscera saevo
spargis nostra cani, repetitaque fila sorores
tracturae»

«Ты, Персефона, для нас воплощение третье Г екаты,
Через которую я сношусь молчаливо с тенями!
Ты, о привратник дворца, бросающий нашу утробу
В пищу свирепому псу! Вы, Сестры, которым придется
Новую нитку сучить!»

Однако у Гекаты и Исиды все равно обнаруживается больше общего, чем у Гекаты и Персефоны. Например, у этих двух богинь особенно явно выделяется связь с собаками.

О найденном Исидой сыне Нефтиды, Анубисе, у Плутарха в сочинении «Исида и Осирис» написано следующее: «ребенок был найден с большим трудом и с помощью собак, которые вели Исиду». Там же в главе 44 Плутарх пишет: «Соприкасающаяся же с ними и называемая горизонтом окружность, общая обеим, названа Анубисом и изображается в виде собаки, потому что собака равно владеет зрением и днем, и ночью. Египтяне полагают, что Анубис имеет ту же власть, что у эллинов имеет Геката, принадлежащая одновременно к числу преисподних и олимпийских божеств».

Далее Плутарх пишет: «созвездие Исиды, которое у египтян зовется Сотис, греки называют Псом», он ссылается на работу Гораполлона о египетских иероглифах, где указано следующее: «Самую яркую звезду египтяне называют Исидой, потому что она вызывает разлив. Они также почитают льва и украшают львиными пастями двери храмов, потому что Нил выходит из берегов, «когда впервые солнце встречается со львом»4. Речь идет о созвездии Большого пса и находящейся в нем звезде Сириус, которую египтяне называли Сотис. По наблюдениям за eгo гилиакическим восходом египетские жрецы предсказывали начало разлива Нила. Также Сириус был для египтян путеводной звездой, в том числе поэтому ассоциировался с собакой, которая может довести хозяина до нужного места так, как вывела в мифе Исиду к Анубису.

В позднейшие эпохи Исида-Сотис изображалась стоящей на спине пса или же и вовсе принимала обличье собаки. Собака также может быть ее спутником. Изображения Исиды Сотне можно найти на потолках гробниц с астрономическими рисунками, спина сопровождающего ее пса также может быть украшена одной или несколькими звездами. Однако в этой ипостаси ее изображали намного реже, чем Великую Исиду. Также Плутарх в главах 60 и 62 связывает Исиду с движением:

«Поэтому имя «Исида» производят от понятий «разумно двигаться» (иес-тай) и «влечься», ибо она есть одушевленное и осмысленное движение».

«И еще Эвдокс говорит, что египтяне в мифе о Зевсе рассказывают, будто у него были сросшиеся ноги и он не мог ходить и от стыда жил в пустыне; и что Исида, расщепив и разделив эти части eгo тела, даровала ему легкую походку. Под всем этим миф подразумевает, что мысль или разум бога, сам по себе пребывавший в незримости и безвестности, оказался явленным благодаря движению».

О роли Г екаты как движения будет подробно написано в следующем разделе книги.

В папирусе из Оксиринха (part XI, no. 1380, рр. 190-220)5, предположительно написанном также во 11 веке н.э., в инвокации Исиды в V столбце в перечислении соответствий Исиды другим божествам значится, кроме прочего, следующее: «в Риноколурах всевидящую: в Дорах дружбу; в Стратоновой башне Элладу добрую; в Асколоне сильнейшую; в Синопе многоименную; в Рафии госпожу; в Триполе прямостоящую; в Газе преисполненную; в Дельфах доблестнейшую, прекраснейшую; в Бамбике Атаргатис; во Фракии и на Делосе многоименную: у амазонок воинственную; у индийцев Майю; у фессалийцев луну; у персов латинскую; у магов (?) деву Тапсеусис; в Сузах Нанию; в Сирофиникии бога; в Самофракии быкоокую; в Пергаме владычицу; в Поите нескверную; в Италии любовь богов; на Самосе священную; в Гелеспонте мистическую; в Минде божественную; в Вифинии Елену; на Тенеде солнца имя; в Карии Гекату».

Одними из эпитетов Гекаты точно также являются πανοπαῖα -Панопайя- «Всевидящая», πολυώνυμε - Полюонимэ - «Многоименная», βοῶπι - Боопис - «Туроокая»; δέσποινα - Деспойна - «Госпожа», «Хозяйка»; καλλιγένεια - Каллигенейя - «Прекраснорожденная», δαμνομένεια -Дамноменейя - «Главенствующая сила»; ἅγια – Агия - «Священная».

Однако роль Исиды как богини плодородия не соотносится с ролями Гекаты даже во всем их многообразии. Можно сказать, что через призму греческого пантеона Исида разделила наиболее значимые свои роли на двух греческих богинь: Гекату и Деметру. Римский император Адриан (117-138гг.), в ожидании нового сотического цикла, который должен был начаться в 139 году, приказал построить на территории его виллы в Тиволи, у ворот Рима, фонтан, центром которого стал бюст богини, называемой как Исида-СотисДеметра. Этот фонтан питала огромная цистерна, что позволяло ему в полной мере символизировать разлив Нила в начале египетского года. В настоящее время эта скульптура из белого мрамора (высотой метр и двадцать сантиметров) хранится в музее Ватикана.

При этом нельзя сказать, что Геката по своей роли и функциям «меньше» Исиды. Не включая в себя часть свойств Исиды, она при этом имеет роли, соответствующие ее сестре Нефтиде. Так, например, Нефтида сопровождает бога Ра в его ночной фазе плавания, то есть, можно сказать, помогает свету двигаться во тьме (о подобной функции Гекаты будет написано далее), покровительствует заупокойным магическим обрядам и родам (то есть, является проводником между мирами живых и мертвых).

Притом если и Исида - часть сакрального союза, включающего мужчину (Осириса) и женщину, и Нефтида также представлена в мифологии как жена Сета, то Геката не нуждается в наличии уравновешивающих и дополняющих ее половин, она сама по себе цельна и едина, как будет упомянуто в четвертой главе.

Но вернемся к интересующей нас теме непосредственно Гекаты.

Мартин Нильссон в «Греческой народной религии » (1940г, переиздана в 1970г.) также пишет про происхождение Гекаты именно из Карии: «Первой из юго-западной части Малой Азии пришла Геката; это было еще в начале архаической эпохи. Распространению ее культа немало способствовала пропаганда, как это явствует из «Гомерова гимна Деметре» и из обширной вставки в «Теогонию» Гесиода, где она восхваляется как всемогущая. Культ Гекаты происходит из Карин; это подтверждается тем, что личные имена, в которые входит ее имя, часто встречаются именно в этой области, в то время как в других местах они редки или вообще не известны».

Карийский город Идриада, расположенный недалеко от Лагины, в древности предположительно назывался Гекатесией. Сейчас такое название имеет сентябрьский праздник полнолуния, с 2000 года отмечающийся в храме Лагины современными язычниками и реконструкторами культа Гекаты. В настоящее время археологические раскопки открыли еще не всю территорию храма, который был разрушен и разграблен во время нашествия Партов, а далее восстановлен императором Октавианом Августом в 1 веке до н.э. Раскопки города Лагина были проведены в 1891-1893 года «отцом музеев» Осман-Хамди Беем. Найденные барельефы перевезены в Стамбульский археологический музеи.

Шли годы и столетия, но актуальность Гекаты сохранялась и после распространения христианства. В уже упомянутом трактате «Философумена», относящемся к III веку н.э., приводится пример воззвания к Гекате:

«lnfernalis terrenaque et caelestis, veni, Воmbo.
Compitalis, trivia, lucifera, noctivaga,
inimica lucis, noctis autem amica et socia,
laeta canum latratй atque sanguine flavo,
per cadavera vadens per sepulcretum defunctбrum,
sanguinis desiderans, terrorem mortalibus ferens,
Gorgo et Mormo et Luna et multiformis,
venias propitia ad nostra libatione».

«Подземная, земная и небесная - приди, о Бомб6!
Придорожная, троепутная, светоносная, ночная скиталица,
Ненавистница света, ночи же подруга и спутница,
Радующаяся собачьему лаю и крови багряной,
Воистину, с мертвецами ходящая среди могил умерших,
Крови жаждущая, страх смертным несущая,
Горго, и Мормо, и Мэнэ, и Многообразная.
Милостиво приди к нашим жертвоприношениям!»

В IV веке н.э. почитателем Гекаты являлся, например, император Юлиан Отступник. К культу Гекаты он приобщился после знакомства в Афинах с философом-неоплатоником Максимом Эфесским.

В «Слове святого Григория, изобретено в толцех»6, древнерусском поучении против язычества, упомянуто следующее: « ... мажют Екадью бгиню, сию же деву вменяют и Мокашь чтут» или в другом списке «Иже от первенець лаконьская требищная кровь, просашаемая ранами то их епитемья, и тою мажють Екатию (Скатию, Екадию - варианты) богыню, сию же девоу творять и Мокошь чтоуть». Измаил Срезневский и Николай Г альковский датировали сочинение концом XIll - началом XIV века. Вильо Мансикка считал, что нижней датой памятника является время создания «Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере». Евгений Аничков предполагал, что «Слово ... » написано в 60-х годах XI века и связывал его возникновение с борьбой против волхвов. В любом случае, впечатляет само упоминание богини на этих территориях в эти века.

Во времена Средневековья и эпохи Возрождения образ Гекаты бледнеет и теряется. Корнелий Агриппа уже не рассматривает ее как глобальную силу, а упоминает в связи с изготовлением благовония, включающего в себя руту, толченых ящериц, мирру, камедь и ладан («Оккультная философия», книга 3, 1533 г.). У Уильяма Шекспира в трагедии «Макбет» (около 1606г.) она также уже не более чем рядовая покровительница ведьм и злокозненного колдовства. Такой она и останется надолго для широкой общественности.

Пожалуй, единственное соответствие изначальной Гекате лежит в образе Темного Огня. Интересно, что по каббалистической традиции (Книга Зоар) «Черный огонь» и «черный свет» являются не чем-то негативным, но необходимыми условиями для распространения «белого света» (о роли Гекаты как несущей свет будет подробно рассказано ниже):

«[Тьма] это черный огонь, и цвет ее сильный. Есть еще красный огонь, сильный в своей видимости, желтый огонь, сильный в своей форме, и белый огонь, который включает все. [Тьма] сильнее всех других огней и именно она взошла над [безвидностью]7».

«Ибо верхний мир не побуждается к действию, пока не получает призыва из нижнего мира. Первым примером этого явления служит тот черный свет, который не прежде улавливается белым светом, чем сам начинает устанавливаться; когда же это происходит, белый свет располагается на нем»

Не менее значима, и даже превосходяща, роль «черного света» в суфизме . У Анри Корбена8  в книге «Световой человек в иранском суфизме» есть посвященная этому глава, называющаяся « Чёрный свет». Там он пишет: «Измерение сверхсознания возвещается чёрным светом, соответствующим ... высшему этапу духовного становления, у Симнани он знаменует самый опасный отрезок инициатического пути, непосредственно предшествующей последней теофании. Вышняя тьма - это чернота стратосферы, межзвёздного пространства... она соответствует свету Божественной Самости, чёрному свету, скрытого сокровища».

Демонизированный и ослабленный вариант Гекаты транслировался далее и в советской литературе. Николай Альбертович Кун пишет в книге «Легенды и мифы Древней Греции » (1922г.): «Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак ... »

В ХХ веке появилась версия о том, что Геката эволюционировала в Греции от египетской богини Хекат/Хект/Хекет (др. ег. Q.qt) , которая была связана с ежегодными разливами Нила и являлась богиней влаги и дождя. В честь нее была названа мера объема жидкостей, равная 4,785 литра. Так как полноводие реки означало плодородный период, также ее связывали с деторождением. Акушерки называли себя «служительницами Хекат». На острове Филе, а также на одной фреске храма Исиды сохранилось изображение Хекат, которая сидит у гончарного круга Хнума и вдыхает жизнь в фигурки людей, сделанные им из священной глины. В додинастическом Египте матриарх и мудрая женщина племени именовалась «heq».

Версии о происхождении Гекаты от Хекат придерживается, например, Кеннет Грант (также ему принадлежит работа «Источник Гекаты», которая, собственно, вовсе не о Гекате как таковой) в своей книге «Вне кругов времени» (1980г.):

«Имя лягушки - Хект, от него происходит египетский оригинал греческой Гекаты. Богиня с головой лягушки является одним из основных тотемов Драконианского Культа. Это не только символ преобразования от водного (астрального) существования в землю, или плоть, это также символ Прыгунов, которые «Перепрыгивают» пути на обратной стороне Древа Жизни. Но, самое главное, Геката - это эквивалент числа 100, Коф (qoph), символ сексуальной магии в её лунной фазе и Koph, дочь, которая овеществляет с помощью тайного глаза ее сексуальную Луну. Таким образом, Богиня-Лягушка является глифом Коф Ниа, Глаза Проявления Обратных Путей и, как таковая, воплощает Ма Ион или Эон Маат, намеченный в «Книге Закона» ».

Схожесть звучания имен этих богинь очевидна, однако некоторые прочие параллели сомнительны, хотя ряд комментаторов и связывает водное начало Хекат /Хект с лунной сутью, т.к. Луна управляет приливами и отливами (но при этом водный аспект Хекат акцентируется не на них, а на разливе Нила и смене времен года, что ближе к функциям Деметры). Однако также можно упомянуть, что в «Греческих магических папирусах» у Гекаты есть такие эпитеты как λοχιάς - Лохиас - «Разрешающая от бремени (родов)» и Φρούνη - Фруне – «Жаба», «Лягушка», что соответствует египетской Хекат. Интересно, что даосская лунная богиня Чанъэ также принимает облик трехлапой жабы.

В настоящее время Гекату почитают в рамках самых разных традиций, начиная от церемониальной магии и заканчивая виккой. Если рассматривать последнюю, то у Роберта Грейвса Геката соответствует лику Старухи в составе Триединой Богини (Селена-Артемида-Геката), а у Дианы Конуэй триада меняется, сохраняя в себе Гекату, и превращается в Персефону-Деметру-Гекату. Однако приведенное ниже рассмотрение образа Гекаты позволит увидеть, что он вовсе не сводится к Старухе и, более того, в античных источниках у нее в принципе нет подобных эпитетов. Она может быть ужасной, гневной, несущей смерть (не будучи сама пассивно увядающей), но при этом же часто она изображается молодой и прекрасной.

Из значимых зарубежных работ стоит выделить книгу «Геката: пограничные обряды» современных британских авторов Сориты Д'Эсте и Дэвида Рэнкайна.

Крайне специфичен подход Марка Алана Смита, посвятившего Гекате книгу «Королева ада», на настоящий момент не переведенную на русский язык. В этой работе он делает еще более смелые предположения, чем Кеннет Грант, и называет Гекату той, что создала Люцифера, Темной богиней из изначальной пустоты, и располагает за клипой Таумиэль то, что он называет Троном Гекаты. Марк Смит однозначно понимал глобальность и значимость богини, однако возвеличивание ее исключительно в клипотическом аспекте противоречит огромному количеству первоисточников, которые будут приведены ниже. Интересно то, что аналогии с Люцифером возникли у автора данной работы намного раньше, чем была найдена информация о тексте Смита, и являются обоснованными. Многие же другие моменты у М.А. Смита комментировать крайне тяжело и воспринимать необходимо с повышенным уровнем здравого скепсиса. Очевидно, что не просто так он был настолько очарован богиней, но все же вписана в картину мира она у него крайне специфично.


 [1] Павсаний (греч. Пaucraviщ, лат. Pausanias) - древнегреческий писатель и географ 11 века, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады".
 [2] Философумена (др.-греч. Φιλοσοφούμενα ή κατά πασών αιρέεων έλεγχος - «Философски́е мне́ния, и́ли Обличе́ние на все е́реси»; лат. Philosophumena sive omnium haeresium refutatio) - ересиологический
трактат III века.
 [3] Лукан. Фарсалия. VI. 700
 [4] Horapollo, Hierogl. 1. 24.
 [5] Захаров А. А. Молитва к Исиде (Oxyr. Рар. XI, № 1380). - УЗИИ РАНИОН, т. llI. М., 1929, с.
102-108.
[6] «Слово святого Григория, изобретено в толцех», или «Слово об Идолах» (полное название: «Слово святаго
Григорья, изобретено в толъцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали,
то и ныне творят») - компиляция, составленная на основании Слова (поучения) Григория Богослова на
Богоявление, направленного против античного язычества, в которое добавлены вставки против славянских
языческих верований и обрядов.
 [7] Блеск (Извлечения нз книги «Зоар» в переводе Анри Волохонского)
 [8] Анри Корбен (14 апреля 1903 - 7 октября 1978) - французский философ и исламовед, исследователь
иранской суфийской мистики и шиитского гностицизма.

Следущая глава>>
Назад к списку статей

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими "Положениями о конфиденциальности" и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.