Иудейская богиня (отрывок)

Рафаэль Патай

Час высочайшего триумфа Лилит, кульминации ее деятельности наступил, когда был разрушен Иерусалимский храм. Когда случилась эта катастрофа,

 «Царь [то есть Бог] отослал Матронит и приблизил к себе рабыню [то есть Лилит]... Кто эта рабыня? Она — чужая царица, которую первенец Бог убил в Египте... Она обычно сидела за ручной мельницей, а теперь эта служанка стала наследницей своей госпожи". Рабби Симеон заплакал и сказал: „Царь без Матронит не может называться Царем; Царь прилепился к рабыне, служанке Матронит — где его честь?.. Он потерял Матронит и сблизился с другой, которую зовут рабыней... И этой рабыне было предречено править в Святой земле Внизу, как правила там Матронит...»

Зогарическая идея о том, будто бы самым ужасным результатом разрушения Храма и изгнания Израиля было то, что Бог вынужденно принял Лилит на место Матронит, в дальнейшем получила развитие в мистической философии цфатского каббалиста рабби Шломо Алкабеца (1505—1584), знаменитого автора субботней песни «Lekha Dodi» (Приди, мой друг). В своей мистической философии Алкабец называет грехи Израиля причиной того, что Шехина, мать Израиля, покинула своего супруга, Бога, отца Израиля, и отправилась в изгнание вместе со своими детьми. В результате этой вынужденной разлуки Бог-отец сошелся с «рабыней» (то есть с Лилит), и она стала госпожой в Его доме. Его положение стало сходно с положением смертного мужчины, у которого была добрая жена, мать его сыновей, а он вдруг, охваченный гневом, отвернулся от нее и пришел к служанке, которая понесла от него и родила ему сына.

«Известно, что нет славы мужчине, разве лишь с его женой, которая предназначена ему, в отличие от служанки... с которой он оказывается на более низком уровне». Точно также, когда Шехина ушла

 «...в изгнание, чтобы быть с нами... ее соперница [Лилит] очень рассердила ее, отчего она плакала и вздыхала, ведь ее супруг [Бог] не обращал на нее Свой светлый взор... Радость покинула ее, когда она увидела соперницу в своем доме, высмеивающую ее, ведь госпожа стала служанка, а служанка — госпожой. Когда же наш Отец видит нашу Мать простертой в прахе и страдающей из-за наших грехов, у Него тоже становится горько на сердце и Он приходит, чтобы спасти ее и не дать чужеземцам мучить ее. Вот, разве может кто-нибудь видеть это и не покаяться в сердце, чтобы наша Мать вновь обрела свое место и свои дворец?..»

Если Зогар и сочинения более поздних каббалистов, испытывавших его влияние, приписывали деградацию Бога через соединение с Лилит космическим обстоятельствам разрушения Храма, то дозогарические каб-балисты-гностики, как Моисей из Бургоса, помещали то же божественное падение непосредственно в дни Творения. Они утверждали, что в точности так же, как на земле Самааль и Лилит производили на свет демонов и духов вместе с Адамом и Евой, в Верхнем ареале «дух искушения был рожден Лилит и совратил Бога, тогда как Самаэль пытался внушить свою волю Шехине».

Каким бы ни было начало близости Бога и Лилит, она будет продолжаться, пока Мессия не положит ей конец.

«Голос объявит Матронит: „Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной". Ведь он не поехал бы, будь это прежде, не в его владениях, в чужом месте... и был бы низким... пока Праведный оставался бы без праведности. Но на сей раз [он и Матронит снова] соединятся, и он станет „Праведным и спасающим", потому что не будет больше жить на другой стороне [то есть с Лилит]... И Бог вернет Матронит на ее место, предназначенное ей изначально. Что за радость грядет? Скажем так, радость оттого, что соединились Бог и Матронит. Радость оттого, что Царь вернулся к ней и покинул рабыню, и радость оттого, что Матронит вновь соединилась с Царем».

Те мессианские дни будут отмечены не только воссоединением Бога и Матронит и отвержением Лилит, но также концом Лилит. Ибо, хотя Лилит существовала с шестого или даже пятого дня Творения, она не бессмертна. В Грядущие дни, когда Израиль отомстит Едому, и она и слепой дракон, который устроил брак ее и Самаэля, будут убиты.

<<Предыдущая глава Следущая глава>>
Назад к списку статей