Иудейская богиня (отрывок)

Рафаэль Патай

Относительно скудный талмудический материал, касающийся Лилит, возмещается куда более богатым собранием арамейских заклинаний, найденных в Ниппуре2 в Вавилонии, примерно в пятидесяти милях на юго-восток от современной Хиллы в Ираке. В результате разработок, предпринятых Пенсильванским университетом, на свет появилось несколько десятков чаш с написанными на них магическими текстами (заклинаниями), которые были обращены, в частности, против Лилит или многих лилит. Чаши датируются примерно 600 г. н. э.; другими словами, они примерно на сто лет младше Вавилонского талмуда (он относится к 500 г.). Однако есть все основания предполагать, что заклинания против Лилит принадлежат не к VI в., а к более раннему периоду. В Ниппуре* VI в. была довольно большая еврейская колония (помимо других колоний), и некоторые из самых интересных чаш были надписаны и использовались евреями, судя по их собственному неопровержимому свидетельству. Если в Талмуде сосредоточены знания просвещенной элиты о Лилит, то эти чаши показывают, что она значила для простого люда. Удивительно, до какой степени мудрецы и знахари разделяли страх перед Лилит и веру в ее злую природу.

Из краткого обзора заклинаний становится очевидным, что Лилит рассматривалась как призрачная любовница смертных мужчин, представлявшая собой особую опасность для женщин в разные периоды их жизни: перед дефлорацией, во время менструации и т. д. Почти совершенно беззащитными перед ней оказываются роженица и новорожденный младенец, поэтому они требуют особого внимания. Дом, арки, пороги — любимые места лилит, откуда они совершали нападения на людей, настолько глупых, что не заботились о защите. Примитивный рисунок, воспроизведенный на иудейской чаше, показывает обнаженную Лилит с длинными распущенными волосами, торчащими грудями, без крыльев, особо подчеркнутыми гениталиями, с цепочкой на лодыжках. Ночью женщины-лилит соединялись со смертными мужчинами, а мужчины -лилин соединялись со смертными женщинами и производили демоническое потомство. Стоило им прилепиться к смертному, как они обретали права на совместное житье, но поэтому могли получить get, или развод, и таким образом их можно было изгнать из дома. Ревнуя своих сексуальных партнеров к партнерам смертным, они ненавидели детей, рожденных у смертных пар, нападали на них, причиняли им зло, пили их кровь, душили их. Умели лилит и препятствовать деторождению, насылая на женщин бесплодие, устраивая выкидыши или сложности во время родов. Монтгомери писал больше полутора веков назад: «Лилит были самыми продуманными образчиками патологического воображения — бесплодных женщин, невротичек, матерей, которым дети не дают спать».

Позволю себе привести несколько примеров, иллюстрирующих общий словесный стиль магических заклинаний. Первым будет текст на чаше с изображением Лилит, о котором мы говорили выше. Вот оно:

«Именем Бога-Спасителя. Чаша предназначена для запечатывания дома Геёнаи бар Мамай, чтобы покинули его все злые лилит, именем „Яхве Элла были изгнаны прочь"; Лилит, и мужчины-лилин и женщины-лилит, ведьма [призрак?] и похитительница, трое вас, четверо, пятеро. Нагими вы посланы сюда, нет на вас одежд, распущены у вас волосы, летят они вольно у вас за спинами. Вам известно, чьего отца зовут Палхас и чью мать — Пелахдад. Слушайте и подчиняйтесь: идите прочь из этого дома, где живут Геёнаи бар Мамай и его жена Рашнои, дочь Марафа.

...Знайте, что рабби Иисус бар Перахья послал проклятие вам... Письмо с разводом пришло к нам с небес, и в нем вам сообщение и угроза именем Палса-Пелисы [Разводящий-Разведенный], который дает тебе развод и разделение и всем остальным — развод и разделение. Ты, Лилит, муж-лили и жена-лилит, ведьма и похитительница, покоритесь решению о разводе Иисуса бар Перахьи, который сказал так: Разводное письмо пришло вам из-за моря... Выслушайте его и покиньте дом Геёнаи бар Мамай и его жены Рашнои, дочери Марафа. Никогда больше не возвращайтесь к ним, ни в ночном сне, ни в дневной дремоте, потому что вы запечатаны печатью дома Иисуса бар Перахья и семерых, кто был до него. Ты, Лилит, муж-лили и жена-лилит, ведьма и похитительница, я заклинаю вас Силой Авраама, Горой Исаака, Лестницей Иакова, его именем Ях... поминовением Ях... я заклинаю вас покинуть Рашнои, дочь Марафа и Геёнаи, ее мужа и сына Мамай. Ваш развод и письмо о разводе... посланы со святыми ангелами... Огненное Небесное воинство, колесницы Эл Паним стоят перед ним, звери поклоняются Ему в огне и в воде... Аминь, аминь, села, аллилуйя!»

Всего несколько слов для полного понимания вышеприведенного текста. Его цель понятна: Лилит и прочую злую силу заклинают покинуть дом Геёнаи и его жены Рашнои и никогда не возвращаться в него. Им дают разводное письмо и отсылают прочь нагими, в точности как Осия отослал свою жену Гомерь. На другой чаше демоны (он и она) получают get (развод), чтобы они покинули дом и избавили от себя тех, кто там живет:

«Этот get для демона, и духов, и Сатаны... и Лилит, чтобы изгнать их... из всего дома. Ях... гоните царя демонов... великого правителя лилит. Заклинаю вас... и мужчин и женщин, заклинаю вас... В точности как демоны пишут разводные письма и отдают их своим женам, чтобы больше к ним не возвращаться, так возьмите это разводное письмо, заберите обусловленную часть (ketubba) и уходите, убирайтесь прочь из дома... Аминь, аминь, аминь, села».

Средневековая история, сохранившаяся в древнееврейской и арамейской версиях, рассказывает о юноше Дионе бен Шалмоне, который взял в жены дочь Асмодея, а потом вручил ей get (разводное письмо), отчего она убила его поцелуем. Рабби Иисус бен Перахья, чье имя не раз встречается на ниппурской чаше, — мудрец начала I в. до н. э., которого действительно вплоть до VI в. н. э. считали могущественным экзорцистом. Священные имена и прозвища являются или традиционными иудейскими, или очень похожими на них. Заключительные строки показывают, что определенные элементы мистической колесницы (merkabah) были известны в Ниппуре в VI в.

Еще один, гораздо более поздний, текст суть классический пример тайного ритуала, чья существенная часть подтверждается соотнесением с мифом. Итак:

«Шадай
Сеной, Сансеной, Семангелоф, Адам и Первая Ева. Без Лилит.
Именем Y, Бога Израиля, сидящего на херувимах, чье имя живет и процветает вечно. Пророк Илия шел по дороге и повстречал Лилит с ее бандой. Он спросил ее: „Куда идете, о Нечистая, Грязный Дух, со всей своей бандой, куда они идут?" Лилит ответила ему: „Мой господин Илия, мой путь лежит в дом рожающей женщины, Меркады22... дочери Донны, чтобы усыпить ее до смерти, взять рожденного ею младенца, выпить его кровь, высосать мозг из его костей и запечатать его плоть". Тогда пророк Илия, благословенна его память, вскричал: „Будь ты проклята Именем [то есть Богом], благословенно Оно, будь ты обуздана и стань камнем". А она стала умолять: „Во имя Яхве освободи меня от проклятья, и я уйду отсюда, клянусь тебе именем Y, Бога Израилева, что не трону я рожающую женщину и ее младенца и ничем не обижу ее. Каждый раз, когда они произносят мое имя или я вижу свое имя написанным, ни у меня, ни у моих слуг нет сил творить зло и причинять вред. Вот мои имена: Лилит, Авитар, Авикар, Амор-фо, Хакаш, Одам, Кефидо, Айло, Матрота, Абнукта, Шатриха, Кали, Талтуи, Китша". „Слушай, — сказал Илия, — я проклинаю тебя и всех твоих слуг именем Y, Бога Израилева, чье имя [в цифровом значении] равно 613 [или числу религиозных заветов], [Бога] Авраама, Исаака и Иакова, и именем его святой Шехины, и именем десяти серафимов, офаним и святых животных, и десяти книг Закона, и мощью Бога Небесных воинств, будь Он благословен, я проклинаю тебя, и ты ничем не потревожишь покой роженицы и ее младенца, не будешь пить его кровь, не высосешь мозг из его костей, не запечатаешь его плоть, не тронешь их, ни один из 248 членов, ни одну из 365 жил. Также невмочь ей сосчитать звезды на небе и осушить моря. Именем Его, кто наймет Сатану, Хасдиэля, Шамриэля?"»

Эффективность ритуала обеспечена произнесением первого заклинания из сходного обряда, совершенного мифическим героем, в данном случае пророком Илией. Структура текста идентична тому, который подтверждает эффективность амулета, надписанного именами Сеноя, Сан-сеноя и Семангелофа, ибо рассказывает историю того, как эти три ангела вырвали у Лилит обещание держаться подальше от всех мест, где их имена в ходу. Как мы увидим позже, еще тринадцать имен Лилит возникают в средневековой иудейской магии.

На третьей чаше с заклинанием имя «Лилит Бузнаи» появляется несколько раз. Примерно четырьмя веками позже это имя в виде Pizna оказывается в Midrash Abkir. Содержание заклинания следующее: «Заколдована ты, Лилит Бузнаи, и все богини и 360 племен словом внучки ангелицы Бузнаи». Очевидно, Бузнаи — это имя женской сущности, которую называют то Лилит, то ангел и которая рассматривается как богиня и бабушка совершенно не похожей на нее внучки. Подобная же враждебность, как мы увидим дальше, существовала между Старшей Лилит и Младшей Лилит, согласно каббалистической мифологии.

Устрашающая слава Лилит распространилась из Вавилонии на Восток, в Персию, где магическими чашами пользовались разные пласты населения так же, как в Вавилонии. Как в случае с чашами, о которых мы говорили выше, на персидских чашах есть Лилит в единственном числе и есть много «лилит» как категория женских злых, опасных демонов в дополнение к мужским «дьяволам» и мужским «демонам». Следующая надпись сделана на арамейском языке вокруг изображения Лилит, в основном похожего на то, о котором мы говорили, но отличного в деталях:

 «Ты связана и запечатана, и все твои демоны, и дьяволы, и лилит, крепко и туго теми же узами, что связаны Сизон и Сизин... Злая Лилит, увлекающая сердца мужчин, являющаяся в ночных снах и дневных видениях, крушащая и сжигающая все в ночном кошмаре, нападающая на детей, отроков и отроковиц и убивающая их, — она поймана и изгнана из дома, изгнана с порога Бахрам-Гушнаспа, сына Иштар-Нахид с помощью талисмана Метатрон, великой царицы, называемой Вели кой Милосердной Целительницей... которая побеждает демонов и дьяволов, черную магию и могучие заговоры и не пускает их в дом и на порог Бахрам-Гушнаспа, сына Иштар-Нахид. Аминь, аминь, села. Побеждены черная магия и могучие заговоры, проклятия и заклинания, нет им прохода к четырем стенам дома Бахрам-Гушнаспа, сына Иштар-Нахид. Побеждены и затоптаны колдующие женщины, побеждены на земле и побеждены на небесах. Побеждены их созвездия и звезды. Запечатаны труды их рук. Аминь, аминь, села».

Имена мужчины, для которого было написано заклинание, и его матери свидетельствуют о том, что они исповедовали религию персов (parsi). Как сказано в самом тексте, Лилит как будто угрожала Бах-рам-Гушнаспу, наслав на его дом в результате колдовства ведьм — своих служанок.

В тексте, написанном на другой чаше из Персии, на сей раз написанном на языческом арамейском языке (mandate), Лилит становится безвредной благодаря еще более сильному заклинанию. Ее заставляют покинуть дом некоего Закоя и лишают сил следующим образом:

«Обездвижена колдунья Лилит железным колом, вонзенным в ее нос; обездвижена колдунья Лилит железными клешнями у нее во рту; обездвижена колдунья Лилит, которая поселилась в доме Закоя, железной цепью на шее; обездвижена колдунья Лилит железными оковами у нее на руках; обездвижена колдунья Лилит камнями, привязанными к ее ногам…»

 


2. Ниппур — современный Неффер, или Нуффар (Ирак). Древний шумерский город. Здесь велись раскопки, давшие довольно богатый материал.

<<Предыдущая глава Следущая глава>>
Назад к списку статей