Книга Лилит. Барбара Блэк.

Барбара Блэк

ИСТОКИ

Происхождение Лилит сокрыто в эпохе, предшествующей всякому времени. Она возникла из хаоса.  Хотя существует множество мифов о ее происхождении, все они ясно дают понять, что она – противоречащая сила, уравновешивающий фактор, противоположный, но равносильный противовес божественной доброте и мужественности.

В начале, Согласно книге Зогар4 :

«Бог сотворил два великих светила. Оба светила всходили вместе с одинаковыми почестями. Однако, Луна и Солнце не ладили, в действительности же каждое светило чувствовало, что другое ущемляет его. Луна сказала: «Где пасешь ты?» (Песнь Песней 1:6). Солнце сказало: «Где отдыхаешь в полдень?» (Там же). Луна сказала: «Как может малая свеча светить в полдень?». В след за этим господь сказал ей: «Иди и стань меньше». Она почувствовала себя униженной и сказала: «к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? (другой перевод – К чему мне быть той, кто покрывает себя?)». Тогда господь сказал: «Иди себе по следам овец» (Песнь Песней 1: 7). И после этого умалилась она и стала главой низших иерархий. С тех пор она не имеет собственного света, но получает его от Солнца. В начале они были равны, но затем Луна стала меньшей среди всех своих степеней, хотя и осталась их главой. Пока Луна была связана с Солнцем, она сияла, но когда она была отделена от солнца и ей было назначено питаться из своих собственных источников, он умалила свое положение и свой свет, и создана была скорлупа, покрывающая другую скорлупу, дабы облекать мозг, и все это для пользы мозга» (Зогар I 20 а).

После того, как первоначальный свет был сжат, была создана «оболочка для костного мозга», клипа, шелуха или скорлупа, и эта клипа распространилась и произвела другую, которой и была Лилит. (Зогар 119 b).


Итак, мы видим, что в начале Солнце и Луна были равны в своем достоинстве. (См. рисунок 1). Зогар объясняет, как происхождение луны привело к ее желанию слиться с Солнцем:

Он вызвал со стороны Тьмы  подобие женской луны, которая правит ночью и зовется ночью и связана с именем Адонай – Господь всей Земли (Зогар I 16b)…

Левая сторона Тьмы, пылающая во всю силу, произвела по всюду нечто вроде отражения, и из этого огненного пламени вышла женская луноподобная сущность. И подобно тому, как тьма хочет раствориться в Свете, так и ночь хочет растворится в дне (Зогар I 17 a-b).

Все это можно обнаружить в Книге Адама. Там сказано, что когда Тьма утвердила себя, она сделала это с неистовством. Но как только ярость и гнев ослабели, между Солнцем и Луной возник раздор иного рода, а именно – раздор любви…(Зогар 116b-17b)
Господь, дабы положить конец разногласиям между Солнцем и Луной, заставил их разделиться. Он повелел Луне уменьшится и «идти по следам овец», во главе нижних уровней:

Более подходящим и правильным порядком является такой, когда правят два светила: великое днем, а малое – ночью. Таким образом, господство над днем принадлежит мужскому, а господство над ночью – женскому. И существует два рода светил: те, что восходят наверх, называются «светила света», а те что нисходят вниз, называются «светила огня» (Зогар I 20b).

Рисунок 1. Здесь Солнце и Луна, мужское и женское начала, сражаются
между собой. Столкновение противоположностей, в котором
каждый противоположный принцип содержит в себе свою
оппозицию, что видно по щитам. (Из книги Aurora Consurgens,
конец 14 век. )

Хотя оба светила продолжают править, Луна явно чувствует себя ущемленной. Божественное вмешательство в ее с Солнцем любовную ссору отнимает у нее свободу выбора. Как результат умаления Луны была рождена клипа (скорлупа зла), которая и есть Лилит. Сказано, что Лилит имеет тело прекрасной женщины от головы до пупка, но от пупка и ниже она состоит из горящего пламени5 . Из этих зогарических мифов мы видим, что сила Лилит пористекает из негодования и умаления Луны. Ее сила темная, огненная и связана с ночью.


Зогар предлагает подробную инструкцию для углубления сознания и индивидуации через познание Лилит и ее природы. В следующем фрагменте проводится аналогия между Лилит и оболочкой зла, или темной женственной стороной Самости, которая является мужчинам и женщинам ночью в их снах. Этот фрагмент объясняет, почему последовательные столкновения со сверхличностной тенью в ее темной женственной форме необходимы для «устойчивости мира». Это похоже на точку зрения Юнга, согласно которому «Бог хочет родиться в пламени человеческого сознания, постоянно совершая скачки все выше и выше. И что же будет, если это сознание не укоренено в почве? Если это сознание не станет домом из камня, где может присутствовать божественное пламя, а будет лишь нищенской соломенной лачугой 6…» Познание этой тени-Лилит необходимо для укрепления человеческого Эго и создания баланса на оси Эго-Самость, т.е для создания каменного дома для человеческого сознания.
 
Когда царь Соломон проник в глубины орехового сада (Песнь Песней 6:11), он взял ореховую скорлупу, клипу, и провел аналогию между ее слоями и этими духами (Лилим), которые вызывают чувственное влечение в человеческих существах…и наслаждения, которым люди потакают во сне…Святой, да будет Он благословен, посчитал необходимым создать все эти вещи в мире, чтобы обеспечить его устойчивость, и поэтому так и должно быть, что мозг окружен множеством оболочек, окружающих его. Весь мир основан на этом принципе, как высший так и низший, от первой таинственной точки до самых последних удаленных ступеней. Все они являются покровами друг для друга, мозг внутри мозга и дух внутри духа, таким образом, что один  - как бы скорлупа для другого. Первоначальная точка  - это самый внутренний свет – прозрачный, тонкий, чистый свет, ускользающий от постижения. Через растяжение эта точка становится «Дворцом» (Гехаль),  который образует  для нее облачение из сияния, которое все же остается непознаваемым из-за своей полупрозрачности. «Дворец», который является одеянием этой непознаваемой точки, это также и сияние, которое не может быть постигнуто, хотя оно и менее тонкое и прозрачное, чем свет первичной таинственной точки. Этот «Дворец» растягивается и становится первоначальным светом, облекающим его. И затем следует одно растяжение за другим, каждое из которых формирует одеяние для другого, что напоминает отношение мозга и оболочки друг к другу. Хотя первоначально каждая стадия является одеянием, затем она становится мозгом для следующей стадии. Точно также происходит и внизу, и именно по этому образцу человек в этом мире сочитает мозг и оболочку, дух и тело, и все это для наилучшего упорядочения мира. Пока Луна была связана с Солнцем, она сияла, но когда она была отделена от солнца и ей было назначено питаться из своих собственных источников, он умалила свое положение и свой свет, и создана была скорлупа, покрывающая другую скорлупу, дабы облекать мозг, и все это для пользы мозга. (Зогар I 19b-20a).

Знакомый образ брачной тетрады лежит в основе нескольких каббалистических мифов о происхождении Лилит. Говорится, что Лилит возникла из могущественного аспекта Божества, со стороны сурового суда и кары, т.е. сефиры Гвура или Дин. Этот безжалостный, карающий аспект Божества в своем низшем проявлении имеет некоторое сходство с царством зла, называемым «осадок вина», из которого Лилит возникла вместе с Самаэлем, Дьяволом:

Тайна тайн: Из могущественного отблеска полдня Исаака [т.е. из Гвуры], из осадков вина, возник сплетенный росток, состоящий из мужского и женского начал. Они красны как роза, и они распространяются в несколько сторон и направлений. Мужское начало зовется Самаэль, и его женская пара Лилит всегда содержится в нем. Как на Стороне Святости, так и на Другой  Стороне, мужское и женское содержатся друг в друге. Женский аспект Самаэля называется Змеей,  Женщиной Распутства, Концом Всякой Плоти, Концом Дней. (Зогар I 148a, Ситрей Тора7 ).

Таким образом, есть две пары: Господь и его внутренний женский аспект  - Шхина – наверху, и Самаэль , содержащий внутри себя Лилит, внизу. Так Лилит, появившаяся из-за умаления Луны, низвергнутая с небес, отверженная, отбракованная, становится Невестой Дьявола, женственной сверхличностной тенью. Лилит – это нечто вроде инстинкта отступничества, посланного Богом, чтобы существовать  в нижних областях реальности, т.е.в связи с человечеством. Мужчины знают ее как соблазнительную ведьму, смертоносного суккуба и как мать, удушающую детей. Для женщин она – темная тень Самости, повенчанная с дьяволом. Именно через познание Лилит и ее супруга достигается осознание Самости.

В более ранней работе, которая была создана на несколько десятилетий ранее Зогара, говорится, что Лилит и Самаэль родились из эманации, проистекающей из нижней части Трона Славы, в образе андрогинна, двуликого существа, соответствующего в духовной области рождению Адама и Евы, которые также появились на свет в качестве гермафродита. Две андрогинных пары-близнеца не только были подобны друг другу, но и обе были «подобны образу того, что Наверху», т.е. являлись видимыми формами андрогинного божества8 .

Подобным же образом наверху существуют господь и его Шхина, а внизу Самаэль и Лилит. Сказано, что после разрушения храма Шхина снизошла в мир, чтобы следовать по следам ее стада, а Лилит, ее служанка, взошла наверх, чтобы стать супругой Божества. В этом образе супружеской тетрады можно увидеть жизненное значение Лилит в процессе индивидуации.

 


4. Зогар, каббалистический текст 13 века, является по сути медитацией над текстом Ветхого Завета. Так, слова «где пасешь ты?» - это цитата из Песни Песенй 1:6. Ссылки, которые появляются в круглых скобках внутри цитат из Зогара – это библейские тексты (цит. по синодальному изданию – прим. перев.). Ссылки в квадратных скобках – мои собственные пояснения к английскому переводу Зогара, в то время как ссылки в скобках в конце длинной цитаты обозначают источник цитаты. В этой книге используется издание Зогара в английском переводе, сделанном Гарри Сперлингом и Морисом Саймоном, а также издание Сончино 1984 г. – прим. авт.
5. Рафаэль Патай. Врата в Старый Город - New York: Avon, 1980, с. 464.
6. К. Г. Юнг. Письма. Том 2. - Princeton: Princeton University Press, Bollingen Series, 1973,с. 65.
7. Я с благодарностью хотела бы упомянуть работу д-ра Рафаэля Патая. Его книга «Еврейская богиня» открыла мне глаза на историю, правомочность и реальность женского аспекта Божества, и снабдила меня моделями для понимания действительного значения Лилит для современной души. Этот фрагмент из Ситрей Тора взят из книги «Еврейская богиня» с разрешения автора.
8. Патай Р. Еврейская богиня., с. 219.

<<Предыдущая глава Следущая глава>>
Назад к списку статей

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими "Положениями о конфиденциальности" и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.