Книга Лилит. Барбара Блэк.

Барбара Блэк

Зогар говорит о Лилит как о первоначальной женской энергии, которая становится отделенной как от Адама, так и от Евы:


Итак, в глубине великой бездны существует горячий огненный женский дух, названный Лилит, который первоначально сожительствовал с человеком. Ибо когда человек был сотворен и его тело завершено, тысячи духов с Левой Стороны собрались вокруг тела, и каждый жаждал войти в него, покуда не сошло облако и не отогнало их, и Господь сказал «да произведет земля душу живую» (Быт. 1:24), и из облака вышел дух, который Господь вдохнул в человека, после чего человек стал завершенным с обоих сторон, как сказано «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Когда человек восстал , его женский аспект был прикреплен к одной из его сторон, и святой дух в нем распространился на обе стороны, таким образом став более совершенным. Вслед за тем Господь распилил человека надвое и придал форму его женскому аспекту и привел ее к нему как невесту под балдахин. Когда Лилит увидела это, она убежала, и она до сих пор находится в городах на морском побережье, пытаясь поймать в ловушку человеческий род. И когда Всемогущий разрушит нечестивый Рим, он поселит Лилит среди руин, ибо она и есть руины этого мира, как написано «там будет отдыхать ночное привидение9  и находить себе покой» (Ис. 34:14). В древних книгах написано, что она сбежала от человека еще раньше, но нас учили иначе – что она была связана с человеком, пока не поместили в него эту душу (нешама), и после этого она убежала на морской берег, где она и старается вредить человечеству (Зогар III 19a )


Первоначально магическим циклом сексуальности, рождения, жизни и смерти правила Богиня. С приходом патриархального строй силы жизни и смерти стали прерогативой мужского Бога, в то время как сексуальность  и магия были отсечены от деторождения и материнства. И в этом смысле появление единого Бога привело к возникновению двух Богинь. Лилит была рождена в зазоре между этими двумя мифами. Исторически, несоответствие этих двух историй возникает из-за попытки Яхвиста преуменьшить значение и ограничить влияние культов женских божеств, все еще распространенных в библейские времена. Как и в мифе об умалении Луны, Лилит получает свою энергию от противостояния и подавления.

В первой истории о сотворении женщины в Ветхом Завете сказано:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»(Быт.2:7).

Как видно, и Адам, и Бог в первой истории являются андрогинными. Каббалисты говорят, что в тот час, когда Святой создал Адама, первого человека, Он создал его как андрогина с двумя лицами, каждое из которых смотрело в разные стороны. Затем господь разделил Адама на две части и приделал к ним две спины, по одной к каждому лицу.

Лилит – это женский аспект Адама, ее можно назвать также Адама (еврейское слово женского рода для обозначения земли или почвы). Как мужчина, так и женщина, произошли от матери-земли, которой Господь придал форму.

Второй рассказ, противоречащий первому, начинается с одинокого Адама. Одиночество Адама – оскорбление для Бога, ведь только ему подобает быть Единым.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.  Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.  И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.  И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.  (Быт. 2:18-23).

После же грехопадения «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20)

Хотя Лилит косвенно упоминается в Ветхом Завете как «вопящая сова» и «ночной демон», напрямую она названа лишь мимолетом в книге Исайи (34:14). Тем не менее в современной душе эти образы все еще существуют. Читателям можно предложить рассмотреть следующее стихотворение как выражение переплетенных между собой мифов о происхождении Лилит. В ниже приведенном стихотворении, вы увидите раскол в женственности между Лилит как инстинктивном свободным духом («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их») и Евой как вновь созданной «матерью всех живущих». И наконец, есть и Адам как мужчина, теперь осознающий свои инстинкты, и его потребность использовать эти инстинкты для достижения Самости.

Ева все еще страдала от омерзительного
внутриутробного зловония: ибо он вышла
из бурлящего, как болото, чрева.
Пальмы ее рук были розовыми от крови,
которая все еще текла, невинная и неуправляемая,
из ее протоков:
на ее грудях
соски были закупорены рогоподобной пробкой,
которая должна была отпасть с появлением первого молока.
Ева выглядела как травоядное животное,
Как подозрительный и невозмутимый покрытый мехом зверь –
кролик или заяц –
ее удивленный рот был разинут
и кончик ее языка (еще даже не говорящего)
свешивался как червяк из гниющей вишни.
Адам слонялся вокруг
с созидательным любопытством крота,
покрытый печальным цветом пегой собаки:
после того, как он совокупился с полу летучей мышью – полу грифоном
и дал выход оставшимся конвульсиям   
в покинутом гнезде рака-отшельника,
теперь он пытался – он был под строгим контролем –
совокупиться с новым созданием. Но у Евы
была гладкая кожа
без овечьей шерсти, без золотых гнезд,
без морского отблеска раковин,
без извилистого неистовства ибиса
и ее раздражало безмолвие,
отсутствие звуков, хотя бы рокота волн
с дальнего берега Эдемского сада.
Как хорошо было Адаму, когда он соблазнял
Пятнистых пантер, и в гигантских
Зарослях чертополоха играл с овечками –
Они были так податливы и выражали такое блаженство –
Или когда он ловил
напоенных ветром газелей
и уносил их глубоко в заросли
охлажденных штормом анемонов!
Но теперь темный Ангел
с сияющими крыльями саранчи
(Мзпопиазаэль было его имя, сказал он,
справедливо разгневанный)
дал ему Еву,
приказав – о, какой   голос, подобный треску поленьев
 в огне
имела эта чаша святого гнева! –
приказав ей быть не пищей для него, но возлюбленной.
Но он, Адам, тратил свое время,
Надеясь (и теперь время для него стало лишь ожиданием приказов), что от обезглавленного облака справа от яблочного дерева,
к нему должен прийти,
парящий– как и в прошлый раз – новый сигнал.
Когда он увидел Лилит, сладчайшего демона,
сияющего женскими формами,
окруженного подвижным кольцом алхимических звезд
продвигающегося вперед в сверкающей свирепости,
сопровождаемого невероятным зверем
 - наверняка смешением останков других
более оточенных животных –
играющим своим единственным высоким рогом
на небесном лбу….
Новая Ева содомии ищет
Других демонов, подобных ей…
Мифическая новая Ева,
прекрасная в акробатической каденции ее походки,
неизвестной другим эдемским созданиям,
метательный камень, украшенный алхимическими звездами,
прекрасный метательный камень.
Она не человеческая дочь и не невеста Ангела:
Далеко от райских плодородных болот
единорог
несет ее, Лилит, которая уже ведает
таинственную форму корня мандрагоры
и голема, растущего в ядрышке ореха. Она
ведает
что яшма, помещенная в белену,
приводит к смертному сну…
что одна сотня богинь ожидает ее в оврагах
в форме золотых утят
и что другая сотня богинь
будет вскормлена  единорогами и их кровь
будет исцелять болезни и давать дар пророчества.
Как много слов
уже знает Лилит!
Она говорит на семидесяти языках,
Пробуждающихся в пещерах зубов и подчиняющих себе
мертвые алфавиты творений, одновременно исправленных
и поглощенных!
Она не заключает никаких сделок со змеями, торговцами потрепанным обманом
и из трещин в отвердевшей магме она извлекает мистические наслаждения.
Придет день, когда она, Лилит …10

Первоначально Адам совокуплялся с Лилит и животными11  и обладал врожденной инстинктивной сексуальностью, но это бессознательное единство, подобное уроборосу, было оскорблением для Бога, который вынудил Адама принести в жертву свою инстинктивность и потерял связь со своей лилитической душой и ее лунными путями.

Легенды говорят нам, что в первую ночь после грехопадения, когда Солнце зашло, Адам был одинок и испуган. Поэтому он принес в жертву Богу единорога, создание, символизирующее изначальное единство12 .

Ева, которой было предназначено стать матерью всего живого и которая была создана из ребра Адама, уже не была такой всемогущей как изначальная Лилит, которую Адам теперь встречает лишь ночью, когда он лежит и видит сны, испытывая эрекцию. И это и есть ловушка мстительного убийственного гнева Лилит, которого мужчина должен остерегаться как никогда.

 


9. В оригинале – Лилит (прим. перевод.)
10. Rosanna Ombras, "The Song of Lilith," translated by Edgar Pauk, in A Big Jewish Book, edited by Jerome Rothenberg (Garden City: Anchor Books, 1978), pp. 179- 182
11. См.: Louis Ginzberg: The Legends of the Jews (Philadelphia: Jewish Publication Society of America, 1909), Vol. V, p. 87
12. Там же, с. 89

<<Предыдущая глава Следущая глава>>
Назад к списку статей